Правительство России отправило на доработку финансовую и организационно-правовую модель крупнейшего инфраструктурного проекта в современной истории России - высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань стоимостью 1,2 трлн руб. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо заместителя директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Руслана Заливацкого.
Письмо направлено в профильные ведомства, ОАО «РЖД» и его совет потребителей.
По мнению аппарата Правительства, необходимо «повторно обеспечить качественную доработку» представленных моделей.
Как сообщается в письме, при доработке следует «предусмотреть сценарность» моделей, в том числе вариант с фиксированным размером платы перевозчика за инфраструктуру с учетом доходности акционерного капитала, с фиксированным размером субсидий и платежей в счет гарантии минимальной доходности концессионера и обязательствами акционера по обеспечению валютного риска в полном объеме при привлечении валютных кредитов. Иными словами, пишет газета, речь идет о том, чтобы сократить риски государства в проекте.
Также Правительство предлагает оценить реалистичность предлагаемых условий финансирования с привлечением банковского сообщества, заново пересчитать пассажиропоток с привлечением экспертов, дополнительно проработать механизм концессии так, чтобы предусмотреть возможность ограничить платеж концессионеру со стороны РФ с целью повышения эффективности его деятельности, а также представить все подтверждения источников финансирования.
Стоимость проекта
Проект ВСМ Москва - Казань протяженностью 770 км будет осуществляться на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва - Нижний Новгород и Нижний Новгород - Казань.
Общая актуализированная стоимость проекта 1,2 трлн руб., из них 613,5 млрд руб. - инфраструктура первой фазы, 501,4 млрд руб. - второй фазы, 84,6 млрд руб. - закупка подвижного состава. В 2017-2019 годах государство планировало потратить на ВСМ 4,4 млрд руб., но потом отказалось от существенных объемов средств, оставив лишь 94 млн руб.; недостающую сумму должно дать ОАО «РЖД», что предусмотрено в инвестпрограмме монополии.
Инвестором должен выступить Китай, подтвердивший готовность внести 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд - второй фазы, а также предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank.