13 декабря в Москве прошел круглый стол «Логистика как фактор эффективности. Международный опыт в интересах российского бизнеса». Модератором мероприятия выступил Сергей Яковлев – шеф-редактор АО «Коммерсантъ», главный редактор «Коммерсантъ» и сайта kommersant.ru. В работе круглого стола приняли участие руководители и топ-менеджеры бизнес-сообщества, работающие как в сфере предоставления, так и в сфере потребления логистических услуг, а также директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Антон Кудасов.
Председатель совета директоров компании GEFCO Люк Надаль рассказал об основных направлениях и этапах развития бизнеса компании на рынке логистических услуг в России за период с 2003 года.
Старший партнер компании McKinsey&Company Ермолай Солженицын в своем докладе ответил на вопрос модератора о том, какое влияние на логистику и развитие международной торговли России в целом оказывают макроэкономические факторы, такие как курсы валют, цены на нефть, санкции. Он выделил основные аспекты, демонстрирующие ухудшение основных показателей, а именно конкурентоспособность экспорта и покупательскую способность населения. По мнению эксперта основными условиями успеха логистического бизнеса являются предсказуемость, прозрачность и IT-технологии.
Статс-секретарь-вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков в своем выступлении уделил особое внимание вопросу соответствия цены и качества в сфере железнодорожных перевозок, а также отметил, что в современных реалиях для потребителя важными условиями являются оптимизация и глобализация всех составляющих процессов.
Генеральный директор Компании InfraNews пояснил в своем выступлении, почему на сегодняшний день железные дороги в процентном соотношении отстают от автомобильных дорог. Он отметил, что таких причин много, в частности географическое положение, развивающаяся интернет-торговля, формирующая малые партии грузов, перевозка которых административно не выгодна крупным компаниям.
Директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Антон Кудасов в своем выступлении постарался раскрыть две темы, а именно проблемы доступа на рынки и вопросы импортозамещения, в том числе в сфере логистических услуг. В качестве основного направления названа разработка и внедрение методов по устранению дискриминационных мер.
Иннокентий Алафинов, член правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», рассказал о положительной динамике развития платной дорожной инфраструктуры, ее преимуществах, в том числе о работе системы «Платон». Он подчеркнул, что в борьбе за потребителя компания разрабатывает различные проекты, в том числе на основе частных инвестиций.
Генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев с позиции крупного потребителя логистических услуг перечислил сравнительные характеристики логистики железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Он сформулировал основные пожелания к качеству услуг, а именно увеличение количества предложений и скорости доставки. Среди отрицательных факторов, влияющих на качество предоставления логистических услуг, эксперт отметил преимущественно плохое качество дорог, затянутые сроки при их строительстве и ремонте, а также тот факт, что участки платных дорог по своей протяженности не соответствуют стоимости – слишком коротки. Также в качестве негативных факторов названы ограничения, связанные с политической конъюнктурой, в том числе в отношениях с Польшей и Украиной. Эксперт обратил внимание на неразвитость инфраструктуры логистики импорта. В заключении А. Варичев оптимистично отметил, что все хорошо, но должно быть еще лучше.
Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра, выделил основные аспекты, влияющие на несырьевой экспорт, а также рассказал об основных проектах по усовершенствованию процессов, в том числе для компаний автопрома и мерах поддержки со стороны государства.
Игорь Нечаев, директор по логистике МХК «ЕвроХим», на примере потребления услуги по перевозке удобрений отметил, что качество товара напрямую зависит от качества его транспортировки. По его мнению для поддержания высокого уровня конкурентоспособности товара по качественным показателям логистика имеет главное значение. Немаловажным фактором обозначены гибкость и вариативность цепочки доставки грузов.
Сергей Смецкой, генеральный директор компании «Газпромнефть-Снабжение», рассказал о тенденциях развития в нефтегазовой отрасли и об особенностях использования логистических услуг.
Денис Илатовский, директор по логистике компании СУЭК, как представитель угольной промышленности рассказал об основных изменениях, произошедших за пятилетний период. Эксперт познакомил участников с основными проектами Компании, в том числе по перевалке грузов в порту Ванино. Главной целью проектов является увеличение скорости логистических процессов. Отмечено тесное взаимодействие с ОАО «РЖД». В качестве пожелания высказано мнение о необходимости увеличения номенклатуры, оптимизации процессов перевозки и возможность исключения возвратного порожняка. Эксперт отметил динамику роста мощностей портов.
Люк Надаль, подводя итоги работы, отметил ключевые факторы успеха для российских компаний и роль логистических процессов в России. Обращено внимание на то, что стоимость логистики в России составляет примерно 20% от ВВП, тогда как в Европе и США этот показатель не превышает 7%. Он подчеркнул, что компания GEFCO не планирует инвестировать в строительство новой инфраструктуры и намерена развивать существующую.
В заключении представителям прессы была предоставлена возможность получить ответы на интересующие вопросы. На вопрос о развитии электронного документооборота участники дискуссии единодушно признали колоссальные перспективы, но и отметили тот факт, что в настоящее время бумаги еще очень много. Эксперты подчеркнули, что важную роль в данном вопросе играет развитие электронного документооборота со стороны государства. Люк Надаль отметил, что многое зависит от вопросов регулирования.