ОАО РЖД и ФАС готовы завершить унификацию тарифов на сходные по своим свойствам нефтяные грузы. Предполагалось перевести все такие грузы во второй тарифный класс, но пока сделано только полдела — перевод из самого дешевого первого тарифного класса во второй. Теперь во второй класс должны быть переведены и те нефтегрузы, которые до сих пор перевозятся по самому высокому тарифу третьего класса, монополия уже близка к консенсусу с нефтекомпаниями. Но это произойдет не ранее 1 марта, и более позднее снижение, по расчетам экспертов, обойдется нефтяникам еще в 0,3 процентного пункта индексации тарифной нагрузки.
ОАО РЖД намерено завершить унификацию тарифов на перевозку нефтяных грузов и снизить тарифы на часть грузов дорогого третьего класса до уровня второго, сообщил вчера президент монополии Олег Белозеров. Он добавил, что с нефтяниками завершаются переговоры по первому этапу унификации — подъему с первого до второго класса тарифов на перевозку дешевых нефтегрузов. «Буквально вчера я проводил совещание с нефтекомпаниями: поскольку мы ходатайствовали об унификации, нужно было очень серьезно досчитывать условия по перевозкам, чтобы не создать дополнительной нагрузки свыше той, о которой мы договаривались,— рост на 6%,— рассказал господин Белозеров.— Сегодня нефтяники должны ознакомиться с итоговой версией наших предложений, и я предполагаю, что завтра или послезавтра мы примем решение правлением ОАО РЖД».
Сведение тарифов на ряд нефтепродуктов во втором классе было одним из «точечных изменений» в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД), за счет которых монополия планировала увеличить свою доходную базу на 2017 год. Как объясняло ОАО РЖД, действующая система позволяет предъявлять к перевозке более дорогие грузы под видом дешевых, пользуясь их физико-химическим сходством. К таким грузам относятся газойль (третий класс) и нефтяное топливо (второй), бензин моторный (второй) и бензин стабильный газовый (первый), нефть (второй) и газовый конденсат (первый). Монополия предлагала тарифы на схожие грузы первого класса поднять, а третьего — опустить до уровня второго. По оценкам ОАО РЖД, это дало бы ему 15,3 млрд руб. дополнительных доходов.
Однако в протоколе совещания у Дмитрия Медведева 2 декабря, где принималось решение по точечным изменениям, и в последовавшем акте ФАС сохранился лишь подъем тарифов для нефтегрузов первого класса с 1 февраля. Для третьего класса (2,5% в перевозках нефтегрузов) цены не опускались. Один из собеседников «Ъ» на рынке считает, что в итоге индексация тарифа на 2017 год на 6% для нефтяников превращается в 8%. Согласно поручениям премьера, подъем тарифа должен быть компенсирован скидками ОАО РЖД. Но, рассказывает источник «Ъ» в отрасли, при расчете коэффициентов дисконта были совершены ошибки: они устанавливались так, как если бы грузы третьего класса уже были приравнены ко второму, а одинаковый груз, отправляющийся с соседних станций, получал разные скидки. Теперь это должно быть урегулировано.
По словам господина Белозерова, на совещании во вторник ОАО РЖД попросило ФАС принять решение о переводе остатков грузов из третьего класса во второй, и ведомство обещало принять решение до 1 марта. В ФАС это подтвердили, пояснив, что вынесут вопрос на заседание правления. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что если бы скидки установили корректно, в унификации третьего класса практически не было бы необходимости, так как такие грузы почти не возят (кроме Казахстана, перевозящего существенные объемы газойля).
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ошибка в коэффициентах и более позднее снижение тарифа на нефтегрузы третьего класса уже повысили тарифную нагрузку для сектора на 2017 год до 6,3%. Он считает опасным прецедентом и то, что изменения в прейскурант компенсируются скидками, которые могут отменить в 2018 году, а это создаст перекос цен на перевозку нефтегрузов. Собеседник «Ъ» в отрасли добавляет, что прецедент плох еще и тем, что если в изменении прейскуранта 10-01 задействована ФАС, то компенсирующие скидки устанавливает ОАО РЖД, которое вольно «росчерком пера их отменить или модифицировать». Нефтяникам не следовало узаконивать такой подход, полагает он.