Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов». Госдума приняла этот закон 23 ноября 2005 года.
Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе Минтранса, работа над данным законом велась около 5-ти лет. Процесс ухода российских судов под «удобные флаги» начался практически сразу после распада СССР, торговый флот которого находился на 4-м месте в мире и составлял около 15 тыс. судов 17-ти пароходств суммарным дедвейтом порядка 18 млн тонн. В настоящее время под флагом России плавает меньше 200 крупнотоннажных судов суммарным дедвейтом порядка 2,6 млн тонн, в то время как в 1992 году их было около 800, и их дедвейт составлял более 10,5 млн тонн. Фактически в России в настоящее время имеют регистрацию только небольшие суда речного и смешанного («река-море») плавания. Сегодня в составе флота под отечественным флагом практически нет контейнеровозов, рефрижераторов, паромов, крупнотоннажных танкеров для экспорта сырой нефти, крупнотоннажных балкеров для перевозок зерна, угля, руды и минеральных удобрений, отсутствуют газовозы и суда для перевозок жидких химических грузов.
Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в реестре, предусматривает оплату судовладельцами государственной пошлины за первичную регистрацию судна и ежегодное подтверждение действия регистрации судна в реестре, а также оплату единого социального налога. Одновременно предусматривается установление льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу на имущество организаций.
В целях скорейшей реализации положений одобренного федерального закона в Минтрансе идет подготовка проекта постановления Правительства РФ об утверждении перечня морских торговых портов, в которых будет осуществляться регистрация судов в Российском международном реестре, а также проекта приказа Минтранса о внесении изменений в Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.