С 1 января 2018 г. утилизационный сбор на колёсные и самоходные транспортные средства, выпускаемые в России и ввозимые в нашу страну, может вырасти на 15%. Это принесёт федеральному бюджету в 2018 г. дополнительно более 28 млрд руб.
Общие поступления утилизационного сбора в федеральный бюджет в 2018 г., как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2018-2020 гг., должны вырасти на 58,4 млрд руб. до 223,4 млрд, в 2019 г. – до 259,8 млрд, в 2020 г. – до 267,9 млрд руб. Помимо индексации эти цифры учитывают прогноз роста производства и импорта транспортных средств и введение с 2019 г. сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке 7%.
Утилизационный сбор был введён в 2012 г. одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. В прошлом году правительство индексировало ставки на 65%. Основная причина предыдущей и предполагаемой новой индексации – желание защитить автопром, представленный отечественными и иностранными брендами, от снижения ввозных пошлин на автомобили, предусмотренного условиями вступления в ВТО, поясняют изданию сотрудники двух автоконцернов. Очередное снижение этих ставок произошло в сентябре 2017 г.: на легковые автомобили, например, они сократились с 23 до 20%, через год дойдут до 17%, а в 2019 г. достигнут финального значения – 15%.
Сейчас за новую легковую машину с двигателем 1-2 л нужно платить 44 тыс. 200 руб., с мотором 2-3 л – 84 тыс. 400 руб., приводит данные один из источников.
Если система промышленных субсидий сохранится, то индексация сбора не повлияет на цены большинства производимых в России автомобилей. Но подорожают импортируемая техника и выпускаемая без соглашений о промсборке. Индексация сбора также приведёт к ещё большему снижению импорта автомобилей, который и так с 2012 по 2016 г. упал почти в 5 раз из-за развития локального производства, ослабления рубля и сокращения продаж автомобилей.