Как стало известно RBC daily, уже второй месяц в азовских портах таможня задерживает десятки иностранных судов под российским флагом. Четыре года назад правительство освободило подобные морские суда от налогов и сборов, но ростовские таможенники неожиданно решили изменить правила игры и без всякого предупреждения возобновили сборы. Свои действия представители таможни объясняют тем, что данные суда относятся к категории «река-море» и не подпадают под указанное постановление правительства. Судовладельцы уверяют, что это не так, подтверждая свою точку зрения целым рядом официальных документов, однако ростовские таможенники оставляют подобные заявления без внимания. По мнению участников рынка, произвольная трактовка документов правительства может привести к уходу российского флота под флаги других государств и, как следствие, серьезным убыткам и полной остановке вывоза грузов с внутренних портов.
Свою позицию таможенники объясняют очень просто. «В данном случае не выполняется необходимое условие беспошлинного ввоза транспортных средств на территорию РФ, оговоренное в Таможенном кодексе (суда должны быть зарегистрированы в России, а не за рубежом), – сказал RBC daily начальник службы организации таможенного контроля Южного таможенного управления Вячеслав Стасев. – Правительство своим постановлением освободило от уплаты платежей только морские суда. Однако суда, о которых идет речь, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, попадают в категорию «прочие», а не «морские», так как являются судами смешанного плавания. У нас есть разъяснение ФТС, как классифицировать эти суда». По словам таможенника, сбор платежей начался именно сейчас, разобраться в ситуации с этими судами было непросто. Когда появился новый Таможенный кодекс, на эту проблему не сразу обратили внимание, а потом потребовалось проведение многочисленных проверок.
Однако, по мнению судовладельцев, оснований для подобных действий у таможенников нет. «Таможенники произвольно трактуют понятие «морское судно», хотя оно закреплено Кодексом торгового мореплавания и подтверждено руководством Минтранса, – сказал RBC daily президент Ассоциации судоходных компаний России (АСК) Николай Смирнов. – В соответствии с Кодексом торгового мореплавания, «морское судно» вправе осуществлять плавание, в том числе по внутренним водным путям». Это точку зрения АСК подтвердили и транспортные чиновники. Согласно оказавшемуся в распоряжении RBC daily письму заместителя генерального директора Российского морского регистра судоходства (РМРС) Владимира Евенко, данные суда являются морскими, так как классифицированы в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов РМРС и включены в Регистровую книгу судов, которая содержит исключительно морские суда. Письмо замминистра транспорта Сергея Аристова, также находящееся в распоряжении RBC daily, говорит о том, что судно, имеющее класс Российского морского регистра судоходства, является морским судном, которое вправе осуществлять международную перевозку товаров и пассажиров.
Чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, Ассоциация судоходных компаний, Федеральное агентство морского и речного транспорта и депутаты Госдумы направляли в ФТС десятки писем. По данным RBC daily, таможенная служба рассмотрела обращение АСК. Согласно оказавшемуся в распоряжении RBC daily письму заместителя руководителя ФТС Юрия Азарова, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых судов допускается при соблюдении условий, предусмотренных положениями вышеуказанного постановления правительства. «Несмотря на это, ростовские таможенники требуют, чтобы заявления Минтранса подтвердила резолюция ФТС», – говорит Николай Смирнов. В Южном таможенном управлении предлагают свой выход из ситуации. «Постановление правительства морально устарело, – говорит Вячеслав Стасев. – Оно принималось еще до появления нынешнего Таможенного кодекса, поэтому его надо пересмотреть и решить, будут ли подобные суда освобождаться от платежей».
Чем грозит такое упорство таможенников, понять не сложно. Опрошенные RBC daily участники рынка считают, что новая трактовка постановления приведет к возврату судов под офшорные флаги. По оценкам судовладельцев, вынужденно сменить флаг могут примерно 70% судов, пишет RBC daily.