Логистические центры РЖД
«В течение ближайших двух-трех лет ОАО «РЖД» планирует создать в крупнейших транспортных узлах России 8-10 логистических центров, тесно интегрированных в процесс перевозок железнодорожным транспортом и обеспечивающих полный цикл операций по обработке грузов и контейнеров», — заявил первый вице-президент компании Вадим Морозов. Он сообщил участникам конференции, что в конце 2006 года президентом РЖД Владимиром Якуниным была утверждена концепция развития терминально-складской деятельности РЖД. Основные этапы реализации концепции предусматривают проведение комплекса предынвестиционных и предпроектных исследований и разработок, а также создание необходимой правовой базы.
Реализация концепции на первом этапе позволит переключить транзитные потоки, следующие в настоящее время с сортировкой на железнодорожных станциях в пределах Москвы, на станции ближайшего Подмосковья. При этом на железнодорожных станциях Москвы планируется перерабатывать только грузопотоки, ориентированные на непосредственное потребление столичным рынком.
В качестве пилотного единого инвестиционного проекта в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах предлагается создание на станциях Шушары и Ручьи Октябрьской железной дороги, Белый Раст Московской железной дороги , парк Гипсовая станции Свердловск-Товарный Свердловской железной дороги терминально-логистических центров, включающих контейнерные площадки и склады с суммарной мощностью переработки до 500 тыс. ДФЭ в год для организации контейнерных маршрутных поездов из Финляндии в Россию.
Точное размещение терминально-логистических центров в районах крупных городов будет определяться на основании бизнес-планов и технико-экономических обоснований на каждый объект.
На втором этапе для создания условий по привлечению контейнерных грузов, следующих в интермодальном сообщении, должна быть создана опорная сеть терминально-логистических центров на основных направлениях товародвижения в системе международных транспортных коридоров. В крупных транспортных узлах, таких как Московский, Санкт-Петербургский, Калининградский, Новосибирский, Нижегородский, Свердловский, Красноярский, Новороссийский и Владивостокский, предполагается создать опорную сеть терминально-логистических центров с единым организационно-экономическим и нормативно-правовым управлением.
На третьем этапе предусматривается развернутое сооружение терминально-складских комплексов межрегионального значения по инициативе администраций регионов, за счет средств инвесторов (торговых операторов, крупных клиентов - поставщиков товаров народного потребления). По словам Морозова, строительство терминально-логистических комплексов может стать одной из сфер применения схемы государственно-частного партнерства.
Как сообщил в этой связи первый вице-президент компании, Управлением по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» проводится системная работа с таможенными органами по увеличению количества зон таможенного контроля. Если в 2004 году на сети дорог действовала 681 постоянная и временная зона таможенного контроля, а в 2005 году - 877 зон, то на конец 2006 года их количество составило 933 зоны. При этом по согласованию с таможенными органами временные зоны таможенного контроля на малодеятельных станциях открывались по факту прибытия вагонов с импортными грузами, сообщает АКС-Реальный сектор.