В мероприятии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Мост через Дон расположен в Волгоградской области, на 281-м километре направления Лихая – Волгоград, являющегося частью международного транспортного коридора «Север – Юг». Он возведён рядом со старым мостом, действующим с середины прошлого столетия. Поезда двигались по нему со скоростью не более 25 км/ч, а их вес не превышал 5200 т.
Конструкция нового моста состоит из 10 опор, на которые установлены 9 пролётных строений. Общая длина сооружения составляет 791,5 м. При этом самый большой пролёт достигает 154 м.
На протяжении всего сооружения уложен бесстыковой путь. Новая инфраструктура позволит пропускать грузовые составы до 12 000 т, а их допустимая скорость будет повышена до 90 км/ч. Исключение барьерного места позволит увеличить пропускную способность магистрали в направлении портов Азово-Черноморского бассейна.
Козинский виадук расположен на перегоне Джебь – Щетинкино в горном ущелье Западного Саяна. Он возведён в 1964 году в ходе строительства «Трассы мужества» Абакан – Тайшет (Южно-Сибирская магистраль, идущая с запада на восток параллельно Транссибу).
Модернизация Козинского виадука началась в 2014 году в рамках инвестиционной программы «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» и стала одной из составляющих проекта по строительству вторых главных путей на всей протяжённости перевального перегона Джебь – Щетинкино, до настоящего времени остававшегося «узким горлышком» всего направления.
Цель капитальной реконструкции Козинского виадука – увеличение провозной и пропускной способности участка, связывающего Западную и Восточную Сибирь, в том числе для обеспечения возрастающих объёмов перевозок грузов из Кузбасса на Дальний Восток.
В результате появилась возможность одновременного проследования тяжеловесных поездов по обоим путям Козинского виадука, что в два раза увеличивает пропускную способность перегона Джебь – Щетинкино. Инвестиции в строительство вторых путей на этом участке составили 4,6 млрд рублей.
В ходе модернизации горного моста высотой 65 м и общей протяжённостью 355 м заменено 10 пролётных строений (длина каждого – 34 м, вес 107 т), проведён ремонт 10 опор с переустройством подферменных элементов, заменены опоры контактной сети, а также линии связи и другие коммуникации. Кроме того, впервые на виадуке проложен второй путь.
Важной особенностью реконструкции Козинского виадука являлось то, что она проводилась железнодорожниками в условиях сохранения движения поездов.
Новые пролётные конструкции моста вдвое легче прежних, при этом они имеют повышенную прочность. Теперь по Козинскому виадуку можно пропускать грузовые поезда повышенного веса – 7100 т (ранее – до 6030 т).