Темпы падения перевалки в отечественных морских портах снижаются. При этом перевалка наливных грузов сократилась на 13,3%, до 67,34 млн тонн, преимущественно за счет падения перевалки нефти (на 17,6%), нефтепродуктов (на 9,1%) и сжиженного газа (на 0,4%).
При этом продолжился рост перевалки сухих грузов в морских портах России, зафиксированный в 2020 году. За счёт этого постепенно сокращается отставание общего объёма перевалки грузов по отношению к 2020 году, свидетельствует аналитика ФГУП «Росморпорт». Так, грузооборот по сухим грузам увеличился по сравнению с результатами первых двух месяцев 2020 года на 10,9%, до 60,96 млн тонн.
В январе-феврале 2021 года рост оборота сухих грузов показали морские порты Азово-Черноморского (20,3%), Дальневосточного (12,4%) и Балтийского (7,4%) бассейнов. В частности, увеличение грузооборота преимущественно за счет сухих грузов зафиксировано в морских портах Ванино – 37,5%, Находка – 3,5%, Владивосток – 26,8%, Туапсе – 7,2%, Тамань – 26,5%, Кавказ – 29,7%, Азов – 71,9%, Ейск – 9%, Таганрог – 6,9%, Выборг – 73,1%.
Стоит отметить, что наибольший прирост среди сухих грузов показала перевалка угля и кокса на 14,2%, химических и минеральных удобрений на 6,7%, руды на 5,1%. Грузооборот насыпных грузов увеличился на 39,3% за счет роста перевалки зерна на 48,6%. Грузооборот генеральных грузов возрос на 0,9% за счет роста перевалки рефгрузов на 8,1% (в том числе рыбы и рыбопродуктов на 22,9%), черных металлов – на 2,9%. Рост перевалки накатных грузов (ро-ро) составил 5,1%, грузов в контейнерах – 1,3%.
Выручка предприятия по портовым сборам за два месяца текущего года снизилась на 3%, до 3,498 млрд рублей, из-за сокращения общих объемных показателей обслуженных судов на 2%, до 262,1 млн GT, в том числе за счет судов загранплавания с долей в 85% до 223,7 млн GT (-3%), при росте объемов каботажных судов на 4,3%, до 38,4 млн GT.
Снижение объемных показателей обслуженных судов загранплавания обусловлено преимущественно уменьшением объемов перевалки наливных грузов (нефть и нефтепродукты) в морских портах Новороссийск (в январе 2021 г.), Приморск, Усть-Луга, грузов в контейнерах в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, накатных грузов в морских портах Кавказ и Керчь; снижением количества судов, заходящих в морские порты Находка, Владивосток, Восточный и Калининград с целью бункеровки.
При этом рост объемных показателей судов каботажного плавания обусловлен увеличением грузооборота зерновых грузов в морских портах Азов, Кавказ, а также количества судов, проходящих транзитом по Керчь-Еникальскому каналу.
Количество лоцманских проводок ФГУП «Росморпорт» в январе-феврале 2021 года сократилось на 1% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года – до 23,7 тыс. операций из-за общего снижения судозаходов на фоне пандемии.