Ведомства обсуждают идею приоритетного пропуска грузов при предварительном перечислении невозвратных сумм «Российским железным дорогам» за их услуги, сообщила в пятницу газета «Коммерсантъ».
«(В этом случае - ИФ) бизнес сможет заключать с «РЖД» долгосрочные контракты на перевозку на условиях обязательной предоплаты, и такой груз поручит приоритет перед другими грузами неэкстренного и невоенного назначения», - отметило издание, выяснившее, как могут выглядеть договоры на доставку угля по принципу «вези или плати», возможное введение которых обсуждалось на совещании у Президента РФ Владимира Путина 2 марта.
На совещании 6 марта в Кемерово глава Правительства Михаил Мишустин поручил Минтрансу России подготовить соответствующие поправки к уставу железнодорожного транспорта и правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре, напоминает издание, которое ознакомилось с проектом документа.
«В нем говорится, что клиенты и ОАО «Российские железные дороги» «при систематическом осуществлении перевозок» могут заключать долгосрочные договоры, где указываются объемы и типы грузов, маршруты, сроки (доставки - ИФ) и ответственность сторон. При этом договор может включать невозвратную предоплату услуг по перевозке. «В целях социально-экономического развития субъектов РФ» правительство может конкретизировать отдельные существенные условия договора, и тогда они становятся обязательными - в частности, пункт о предоплате. В таких случаях перевозки осуществляются в приоритетном порядке», - пишет «Коммерсантъ».
Долгосрочные договоры с предоплатой, согласно поправкам правилам недискриминационного доступа, будут обладать самым высоким приоритетом среди неэкстренных и невоенных перевозок - более высоким, чем у перевозок нефти, зерна, контейнеров и т.д., добавляет газета. При этом в рамках обычных перевозок угля в полувагонах, которые в правилах идут предпоследними, предлагается первыми осуществлять экспорт кокса из всех регионов.
Кроме того, как сообщает издание, приоритет при вывозе угля на экспорт предполагается отдать восточным регионам - Бурятии, Якутии, Забайкальскому, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Магаданской областям, Eврейской автономной области. «Таким образом, энергетический уголь из регионов западнее, таких как Хакасия или Новосибирская область, и кузнецкий уголь вне долгосрочных договоров поедут последними», - отмечает «Коммерсантъ».
Представитель Минтранса сообщил газете, что проект поправок согласовывается с заинтересованными ведомствами.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считает предлагаемые министерством изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки». Представитель союза заявил изданию, что в объединении считают недопустимым выведение из-под антимонопольного регулирования дефицитной инфраструктуры, принадлежащей железнодорожной монополии.
В состав союза входят владельцы большей части грузовых вагонов страны. В числе участников - «Федеральная грузовая компания» («дочка» «Российских железных дорог»), «Новая перевозочная компания» группы Globaltrans, «Атлант» (совместное предприятие «ТрансФин-М» и ВЭБа), «Трансконтейнер», «Новотранс» Константина Гончарова, «Трансгарант» группы FESCO (головная компания - ПАО «Дальневосточное морское пароходство»), транспортные структуры промышленных холдингов.
Источник «Коммерсанта» среди клиентов РЖД на примере трех угольных и одного нефтепродуктового маршрута подсчитал, что невозвратная предоплата со стороны грузоотправителя составит 3,5-387 тыс. руб. на тонну груза, что представляет собой «бесплатный кредит» перевозчику в размере 24-214 руб. за тонну, в то время как штраф для РЖД за неисполнение заявок составляет лишь 10 руб. за тонну.