Убытки компаний из-за остановки движения по Суэцкому каналу после блокировки его крупным контейнеровозом могут достигать сотен тысяч долларов, рассказал «РГ» председатель правления логистического альянса АСЕХ Мирослав Золотарев.
«Можно предположить исходя из стоимости демереджа контейнеров, который условно можно приравнять к убыткам контейнерных линий при неиспользовании оборудования в 30 долларов в сутки, что простой судна с 10 тысячами контейнеров обходится линии в 300 тысячи долларов в сутки», - сказал эксперт.
Соответственно совокупные убытки 150 судов, застрявших в канале составят около 50 миллионов долларов в сутки.
При этом убытки грузовладельцев от задержки доставки товаров зависят от отрасли и могут быть гораздо выше. Но даже упрощенные подсчеты показывают возможные убытки от аварии более 100 миллионов долларов в сутки, заметил М. Золотарев.
Он отметил, что был заблокирован канал, который является основной артерией по движению грузов из Азии в Европу. Любая задержка судов вызывает очереди и впоследствии суда начинают приходить одновременно, а не по графику, что вызовет большое скопление контейнеровозов на выгрузке. Так что будут перегружены и порты. В результате последствия аварии могут ощутить не только в самом Суэцком канале, но и в портах прибытия - в Италии, Германии и других странах, куда идут суда. Убытки могут быть колоссальными.
Судоходная компания, естественно, страхует риски. Но в данном случае нужно разбираться, явилось ли это форс-мажором или же это следствие халатности определенных людей, заметил Золотарев. По его словам, появилась версия, что это может считаться форс-мажором из-за якобы внезапно поднявшегося ветра. Будут проверять, могло ли огромный контейнеровоз снести ветром, судоходная компания постарается подогнать ситуация под форс-мажор, чтобы не иметь «страховых» последствий, заметил эксперт.
В компании Woodland пояснили, что последствия данной аварии будут ощущаться еще в течение второго квартала 2021 года и повлияют на логистику Азиатско-европейской торговли. Убытки контейнерных линий из-за простоев вызовут давление на тарифы, как это было в 2020 году, когда тарифы повысились на 500% от нормы. В конечном итоге вырастут издержки грузовладельцев, отметили в Woodland.