Вслед за крупнейшими контейнерными линиями от обработки российских грузов отказываются и ключевые европейские порты. Ряд терминалов в Роттердаме, Антверпене и Гамбурге — основных перевалочных хабах на маршруте Азия—Европа, откуда грузы поступают в том числе в РФ через Петербург,— отказались загружать или разгружать суда российскими грузами. Поводом послужили в том числе решения таможенных органов Голландии и Бельгии, приостановивших выпуск отправлений на Россию. Уже наблюдается отток клиентов на Суэц, порты Дальнего Востока и далее железной дорогой.
Отказ от перевалки российских грузов идет параллельно с общим отказом от работы с ними крупнейших контейнерных линий — Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd и других.
Недоступность западного deep sea маршрута уже подталкивает клиентов к переходу на мультимодальный через порты Дальнего Востока и далее по Транссибу. «Результатом действий западных компаний станет перераспределение грузопотоков в большей степени в пользу мультимодальных маршрутов (сочетающих перевозку по морю и железной дороге),— говорит директор по продажам и развитию бизнеса ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт» (входит в группу FESCO) Алексей Кравченко.— Мы это уже видим». Он уверяет, что «на фоне отказов иностранных линий от перевозок грузов в РФ FESCO продолжает бесперебойную работу на этих направлениях».