Как сообщили в ОАО «РЖД», экспортные поставки резко переориентируются с западного направления на восток. На встрече с крупнейшими грузоотправителями в марте заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило сообщил, что с начала текущего месяца переориентировано уже 2,3 млн тонн грузов. Всего же грузоотправители подали заявки на дополнительный вывоз 15 млн тонн грузов в направлении Восточного полигона.
В операторском сообществе такую тенденцию объясняют тем, что крупнейший транспортный узел Санкт-Петербург, как и другие порты Северо-Запада, оказался практически исключён из логистической цепочки из-за ограничений судоходства в европейских портах. Учитывая заявления правительств ряда стран, например Литвы и Латвии, эти ограничения сохранятся.
Грузы, которые теперь не попадают на внешний рынок через порты Балтики, перераспределяются на другие направления – часть потока пойдёт через порты Юга, но основная масса уйдёт на восток: по разным оценкам, объём перевозок вырастет в полтора-два раза. При этом возросшую нагрузку поделят между собой дальневосточные порты и сухопутные пограничные переходы.
Вопрос согласования объёма пропуска поездов сегодня остаётся главным камнем преткновения на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия, самом крупном на границе Китая и России. Сегодня этот пункт пропуска называют едва ли не ключевым звеном новых логистических цепочек. Об особой важности Забайкальска заявляют крупнейшие контейнерные операторы.
С технической точки зрения этот погранпереход активно развивается. Как рассказали в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» (ЦМ), для обеспечения бесперебойной работы пункта пропуска Забайкальск компания в настоящее время реализует второй этап первой очереди реконструкции станции, согласно которому планируется присоединение построенных путей общего пользования, а также перенос перегрузочных фронтов и грузового терминала. Это позволит ускорить перегруз вагонов в сообщении Китай – Россия и обеспечить в перспективе обработку до 20 пар поездов в сутки.
Также ОАО «РЖД» ставится задача модернизировать Гродеково и Наушки, через которые грузы идут в страны АТР. Так, на станции Наушки в этом месяце ввели в эксплуатацию две новые автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), предусматривающие использование технологии 3D-сканирования. Как пояснили в пресс-службе ВСЖД, эта система представляет собой «электронные ворота», через которые проходит грузовой состав, при этом изображения с установленных видеокамер автоматически в режиме реального времени передаются оператору коммерческого осмотра.
Как стало известно «Гудку», в связи с ростом грузового потока рассматривается возможность досрочного открытия нового перехода в КНР не в конце лета, как предполагалось, а уже весной. Речь идёт о вводе в эксплуатацию пункта пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, который будет обслуживать грузы, доставляемые по первому железнодорожному мосту между Россией и Китаем.
Мостовой переход рассчитан на поочерёдный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеёй двух стандартов: шириной 1520 мм – для российского подвижного состава и 1435 мм – для китайского. Через мост в КНР планируют главным образом экспортировать железную руду, уголь, минеральные удобрения и лесную продукцию.