Министерство сообщения Латвии занимается разработкой плана по увеличению контейнерных грузопотоков в стране, сообщает BizNews.lv. Динамика роста контейнерных грузоперевозок показывает наиболее впечатляющие результаты, и в ближайшие 10-15 лет такая тенденция сохранится. Если увеличение обрабатываемых в мире насыпных, наливных и пр. грузов в среднем не достигает и 10%, то по контейнерным рост доходит до 20-25% ежегодно. По словам Георга Лансманиса, внештатного советника министра сообщения, в среднем в европейских портах доля контейнерных грузов составляет 40-45%, а в некоторых случаях — и все 75% от общего объема перевалки. Причина такой популярности «упаковки» очень проста: с ней проще, удобнее и безопаснее работать. «Сокращение лишних операций с грузом ускоряет и удешевляет логистику, и в мире это давно понимают», — отметил он.
В Латвии, по данным Центрального статистического управления, в прошлом году в портах было обработано менее 2 млн тонн контейнерных грузов из 62 млн общего грузооборота, то есть около 3%.
Для сравнения: Клайпеда в 2007-м перевалила 321 тыс. TEU (Twenty-foot Equivalent Unit — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером), а по тоннажу, согласно данным литовского порта, они обеспечили 11% от общего грузооборота — то есть около 3 млн тонн.
Во многом именно контейнеры, прирост которых у южных соседей Латвии составил почти 39%, позволил им обойти Ригу с общим показателем в 27,3 млн тонн против наших 25,9 млн, хотя еще в 2006-м разница составляла 1,75 млн тонн в пользу латвийской столицы.
«Задача государства — предоставить комплекс услуг. Сегодня нет смысла ехать в Китай или Японию и предлагать услуги одного Рижского или Вентспилсского порта. Это ошибка, которую мы неоднократно допускали, — признал Лансманис. — Поставщику интересно, можете ли вы забрать автомобили в порту, скажем, Иокогама или Ниигата, отправить в Гамбург, и сколько это стоит».
По его словам, одна из ключевых задач Латвии — выйти на такой уровень сервиса. Министерством сообщения в плане, который пока не стал достоянием общественности, выделено несколько магистральных задач. Среди них — определение приоритетных направлений, в качестве которых предполагается изучение и проработка четырех коридоров.
Первый — то, что китайцы называют Новым евроазиатским континентальным мостом: Китай — Казахстан — Россия — страны Балтии — Западная Европа. Второе направление: Китай — Индийский океан — морские пути Европы — латвийские порты — Россия. Третий коридор — Транссиб, по которому Латвия надеется получить грузы из Кореи и Японии. Наконец, остается направление «север — юг» — от Черного моря до Балтийского, пишет Росбалт.