Министерство транспорта России бьет тревогу - количество автомобилей в стране стремительно растет. Но вместо того чтобы радоваться росту благосостояния россиян, которые могут позволить себе индивидуальное средство передвижения, чиновники бьют тревогу. В Минтрансе заявляют, что в стране не строятся новые дороги, а значит новым автомобилям придется потеснить существующие, что неминуемо приведет к новым пробкам и авариям. Однако эксперты считают, что нехваткой и плохим качеством дорог проблема не исчерпывается, а путь, который предлагает Минтранс, тупиковый.
Сейчас уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз. Явный кризис наблюдается на Московском транспортном узле - там почти 60% дорожной сети работает в режиме перегрузки. При этом около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов Москвы полностью исчерпали пропускную способность: в городе не хватает 350-
Дальше - хуже. Минтранс прогнозирует удвоение парка автомобилей в России к 2015 году по сравнению с 2007 годом, что еще больше усугубит проблему перегруженности автодорог, которые сейчас строятся крайне медленно. Чтобы избежать глобального транспортного коллапса, министерство хочет создать уже в текущем году государственную компанию по развитию автодорог, о чем сообщил журналистам в четверг замглавы Минтранса Александр Мишарин. Для этого даже будет принят специальный федеральный закон. Чиновник рассказал, что новая компания будет отвечать за строительство дорог, их эксплуатацию, а также заниматься поиском средств на это. Впрочем, замглавы Минтранса фактически признал, что его ведомство не может решить проблему перегруженности автодорог.
Эксперты же считают, что эту проблему необходимо решать комплексно. «Нужно не только строить новые километры шоссе, но и создавать транспортные связи: мосты через реки, эстакады через железные дороги, тоннели и пр.», - сказал РБК daily начальник отдела организации дорожного движения Центра исследования транспортной инфраструктуры Александр Кулаков. По его мнению, в городах также нужно развивать общественный транспорт и обустраивать парковочное пространство. Ведь дороги перегружаются, потому что не хватает мест для хранения машин, объясняет эксперт.
По его мнению, виновата в этом главным образом сложившаяся застройка, где не предусмотрено необходимое количество парковочных мест. «Практически весь жилой сектор строился, когда не было такого уровня автомобилизации, как сейчас», - отметил г-н Кулаков. В результате сейчас транспортный кризис наиболее ярко выражен в Москве и Санкт-Петербурге, однако в целом по России ситуация будет приближаться к столичной.
Новая государственная структура вряд ли здесь поможет, считают эксперты. «Качество и количество дорог стремительно ухудшаются, и вряд ли госкомпания здесь изменит ситуацию», - сказал РБК daily лидер движение автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Дело в том, что подотчетность контрольным органам и прозрачность таких структур остаются под вопросом, а значит и эффективность и уместность их создания в текущей ситуации сомнительна, считает эксперт.
«Сейчас на новые дороги денег выделяется недостаточно, не хватает кадров, используются устаревшие технологии и материалы, которые при этом активно разворовывают, - говорит г-н Лысаков. - И как с этим справится очередная госкорпорация - совершенно непонятно», пишет РБК-daily.