Участники рабочей группы Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) «Китай-Европа-Китай» глобальной рабочей группы «Восток-Запад» обсудили перспективы развития железнодорожных и мультимодальных перевозок между странами Азии и Европы. Заседание прошло во вторник. Основной темой дискуссии стали меры, которые принимают ОАО «РЖД» и логистические компании для обеспечения роста объёмов транзита – в частности, увеличение пропуска контейнерных поездов на границе с Китаем и расширение географии перевозок.
Во вступительном слове генеральный директор, председатель правления АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром отметил, что в январе – апреле текущего года география перевозок сервисами компании дополнилась новыми точками (по две в Европе и России и одна – в Китае). Увеличилась доля оплаты отправок в иностранной валюте, АО «ОТЛК ЕРА» начало обслуживать клиентов с расчётами в китайских юанях. Снизилось транзитное время – в начале прошлого года из-за повышенного спроса на перевозку грузов из Китая в Европу и пробок на границе между Белоруссией и Польшей оно составляло почти 10 суток, за первые четыре месяца 2022 года – около 6 суток с перспективой к дальнейшему сокращению.
При этом наблюдается снижение объёмов транзитных перевозок сервисами компании – с 57,827 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент контейнера) в январе до 31,987 тыс. TEU в апреле.
Соответствующую тенденцию также отметили в ПАО «ТрансКонтейнер» и Транспортной группе FESCO. Участники транспортного рынка уверены, что с учётом положительной динамики в мае данные за апрель станут самым низким показателем, а объём транзита в ближайшие месяцы начнёт увеличиваться.
Для обеспечения роста перевозок ОАО «РЖД» приняло ряд мер по увеличению пропуска контейнерных поездов на пограничных переходах с Китаем.
Начальник отдела по развитию контейнерных перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Алексей Якубень сообщил, что холдинг ввёл более 300 расписаний по направлениям Восточного полигона, пограничных переходов Достык и Алтынколь (между Китаем и Казахстаном), а также Забайкальска, Гродеково и Махалино (между Россией и Китаем). На регулярной основе увеличивается пропуск сдвоенных поездов в направлении Восточного полигона.
Сегодня на этом переходе по контейнерным отправка в сообщении с Китайскими железными дорогами наблюдается профицит – основная часть поездов следует в составе 57 условных вагонов с загрузкой около 90%. Поэтому холдинг призывает операторов увеличить загруженность поездов, следующих через пункты пропуска в сообщении с Китаем.
С целью заместить выпадающий объём транзитных перевозок Транспортная группа FESCO проанализировала контейнерный оборот со странами Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Таиландом, Малайзией и Индонезией. По данным компании, в 2021 году наибольший объём перевозок – 37% – приходился на Вьетнам, в связи с чем в мае FESCO организовала новый сервис, связывающий его порты – Хайфон и Хошимин – с Нинбо (Китай) и Владивостоком.
«В проработке находится новое направление, в котором планируется совместить вьетнамскую линию с действующими сервисами из Китая, в результате рынку будет предложено решение по перевозкам транзитных грузов из Вьетнама в Россию и Европу», – рассказал начальник отдела развития сухопутных перевозок Транспортной группы FESCO Илья Каприцын.
Предполагаемые маршруты – из Нинбо через Монголию (пограничные переходы Замын-Ууд и Наушки) и/или через Казахстан на станцию Силикатная (Московская магистраль) и далее в Европу.
Другим перспективным направлением является развитие мультимодальных сервисов в сообщении с Турцией (морское плечо – Стамбул/Самсун – Новороссийск). Это направление может быть составляющим для грузовых потоков из Китая до практически любой точки назначения, считает директор по развитию бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) ПАО «ТрансКонтейнер» Владимир Хлутков.