ОАО «РЖД» с 1 июля восстановит действовавшие в 2021 году квоты для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания правления РЖД от 28 июня.
Это означает, что уголь из этих регионов получит приоритет в перевозках перед углем из других регионов.
Как уточняет издание, возвращаются годовые квоты на вывоз на восток 58 млн тонн угля для Кузбасса, 9 млн тонн - для Хакасии, 9,1 млн тонн для Бурятии и 400 тысяч тонн для Тувы. Также возвращаются правила Минэнерго для угля из Кузбасса, по которым право вывезти свой уголь в рамках квоты получают компании, которые направили не меньший объем в западном направлении. С учетом того, что Европа с августа запретит ввоз угля из России, в рамках этой методики Минэнерго помимо поставок угля из Кузбасса на экспорт в западном направлении, также будут учитываться поставки на внутренний рынок.
В марте 2022 года Правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по БАМу и Транссибу, и ввело временный порядок перевозки грузов, чтобы высвободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь. Последствия этого решения поставили под удар экспорт угля из ряда регионов.
В частности, из Кузбасса за пять месяцев 2022 года в восточном направлении было экспортировано на 23% меньше угля, чем за аналогичный период 2021 года.
«При сохранении текущей негативной динамики (. . .) это может повлечь за собой сокращение до 32 млн тонн вывоза (угля на восток - ИФ) по итогам года при плановом показателе 58 млн тонн, который был определен в соответствии с поручением президента», - предупреждал в июне замгубернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов на совещании по развитию инфраструктуры Восточного полигона.
Он отмечал, что при закрытии ряда ключевых рынков для кемеровского угля на Восточный полигон оставалась «вся надежда», а отмена квот привела «к неразберихе, появлению непрозрачности отправки грузов на экспорт».
«С учетом того, что макроэкономическая ситуация восстанавливается, планируемое изменение грузопотоков уже произошло, прошу поддержать позицию угольной промышленности и предприятий, а также региона, и не продлевать с 1 июля приостановку действий ПНД», - сказал тогда А. Панов.
Он также напомнил, что результатом санкций ценовой дисконт, применяемый в отношении российского угля, достигает 50-60%, ставки по фрахту судов выросли в 2-3 раза.
Сообщалось также, что Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД») в январе-мае 2022 года увеличила погрузку угля с месторождений Дальнего Востока на 13,2% по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года, до 13,5 млн тонн. В том числе погрузка угля с Эльгинского месторождения в Якутии выросла в 1,4 раза, достигнув 7,4 млн тонн. На экспорт за пять месяцев 2022 года отправлено 10,3 млн тонн угля с дальневосточных месторождений (рост на 20,7% к январю-маю 2021 года).
Министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко на том же совещании по развитию инфраструктуры Восточного полигона желдорог говорил, что из-за дефицита пропускных способностей регион не сможет вывезти 12 млн тонн угля и поэтому, вынужден будет добыть не более 38 млн тонн при потенциале в 50 млн тонн.