Однако рост загрузки отрицательно сказывается на скорости доставки. За минувшие полгода товарооборот Турции и России удвоился, существующие транспортные коридоры уже не выдерживают грузопоток. Об этом РЖД-Партнеру рассказал Андрей Серебряков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп».
За последние полгода товарооборот России с Турцией достиг уровня в $30 млрд. Для сравнения, за весь 2021 год товарооборот между странами составил $33,5 млрд
«Это огромный показатель, который свидетельствует о потенциальных заторах при отправках груза из Турции и о полной загруженности складской инфраструктуры в этой стране, а также о возможных заторах в Новороссийске, поскольку порт Новороссийск не рассчитан на такое кратное увеличение грузопотока», – говорит А. Серебряков.
Главный затор – на пункте пропуска Верхний Ларс. Его проектная пропускная способность, согласно паспорту объекта, – 170 грузовых, 200 легковых автомобилей, а также 30 автобусов в сутки. Однако, по данным ФТС России, ежедневно на этот пункт пропуска приезжает почти по 900 грузовых и чуть менее 3 тыс. легковых автомобилей. Таможня и пограничная служба работают на пределе, но обеспечить пропуск больше 500 фур и 1,5 тыс. легковых автомобилей все же не могут.
Выход из сложной ситуации на границе – перевод грузов на альтернативные маршруты, говорит А. Серебряков. Например, на паромы Самсун – Новороссийск или Стамбул – Кавказ.
«Однако при морской контейнерной перевозке грузов грузовладельцы сталкиваются с задержками в погрузке контейнеров на суда, средний срок ожидания – до 14 дней», – добавляет А. Серебряков.
Есть еще железная дорога. И теперь такой способ доставки грузов выбирают на 20% чаще, растет как железнодорожный фрахт, так и погрузка на сеть. Однако неразвитая транспортная инфраструктура маршрута, а также использование нескольких видов транспорта осложняют прогнозирование транзитных сроков доставки груза, говорит эксперт.
«Пересечение нескольких границ чревато проблемами, связанными с сохранностью и изменением качественных характеристик грузов», – говорит А. Серебряков.
Грузовладельцев могло бы спасти страхование грузов, однако в Иране есть проблемы со страховым покрытием. Поэтому грузовладельцы избирательно относятся к возможности использования доставки различных видов грузов с высокой стоимостью.