Импорт санкционных товаров через Турцию в Россию за несколько месяцев стал одним из самых популярных маршрутов среди отечественных логистов. Экспортный коридор также проходит через эту страну.
Пролив Босфор соединяет внутри турецкое Мраморное море с Черным, а пролив Дарданеллы - узкий канал, через который можно попасть из Эгейского моря в Мраморное. То есть теперь судам, которые идут из Европы, США, Южной Америки и из других частей света в Россию, нужно будет платить больше, потому что других способов попасть в Черное море просто нет.
А увеличить сборы Турция планирует в пять раз. Такое право у нее есть в соответствии с Конвенцией Монтрё.
Такая мера, которая, как ожидается, начнет действовать с 7 октября, увеличит годовой доход Турции от прохода судов через проливы с 40 млн до 200 млн евро.
Правда, на импорте в РФ товаров из Турции, увеличенные сборы не скажутся, радуются опрошенные логисты. Грузы, которые идут с севера Турции в РФ, через Босфор не проходят.
В том числе не будет проблем с импортом европейских санкционных товаров через Турцию, поскольку из ЕС в Турцию они завозятся по суше, а дальше уже из северных портов идут по Черному морю, минуя Босфор и Дарданеллы.
Удорожание прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября безусловно создает дополнительный негативный фон для экспорта российского зерна, который и так испытывает сложности, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
Проливы являются главным экспортным маршрутом для российского зерна - найти альтернативу ему невозможно. Речи о его закрытии не идет, подчеркивает Зернин. Но повышение ставок - определенно негативный сигнал для российских экспортеров, считает он.