Минтранс представил в правительство и разослал в министерства концепцию создания госкомпании "Росавтодор", которая возьмет на себя функции одноименного федерального агентства, пишут "Ведомости". Это будет "новая форма некоммерческой организации" - госкомпания; ее деятельность будет регулироваться отдельным законом, сотрудники станут госслужащими, а за работой присмотрит Счетная палата, говорится в концепции. Органами управления госкомпании будут наблюдательный совет, гендиректор и правление. Председателя совета и правления назначит премьер-министр.
Между тем, в Гражданском кодексе и в законе о некоммерческих организациях такой организационно-правовой формы, как госкомпания, нет, отмечает партнер ФБК Игорь Николаев. Согласно закону о госслужбе, госслужащие должны работать в органах власти и получать зарплату из бюджета, а если человек работает в госкомпании, он получает зарплату из ее средств, комментирует эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. По словам И.Николаева, эта "госкомпания" - аналог госкорпорации".
Минтранс планирует отдать в собственность госкомпании автодороги федерального значения, земельные участки под ними и "иное федеральное имущество дорожного хозяйства". Сейчас в управлении у Росавтодора находится 47 100 км федеральных автомобильных дорог, 5687 мостов и путепроводов, 195 ФГУПов. Но федеральные дороги должны оставаться в госсобственности, уверен чиновник правительства.
Госкомпании предлагается передать все деньги, предусмотренные транспортной федеральной целевой программой на содержание и ремонт дорог в 2010-2015 гг. Это около 3,2 трлн руб., подсчитал чиновник правительства (вся программа - 13,5 трлн руб.).
В концепции сказано, что госкомпания будет принимать решения о резервировании и изъятии земель для федеральных нужд, выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дорог, объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций. Кроме того, Минтранс требует для госкомпании специальный режим, исключающий возможность банкротства, освобождение от налогов на имущество и на землю.
По словам представителя Минэкономразвития, предложенный формат отличается от госкорпорации только названием. А правительственный чиновник говорит, что это пока только пожелания Минтранса, и итоговый законопроект будет сильно отличаться от того, что написано в концепции. Если правительство не одобрит концепцию, мы вернемся к идее создания ОАО, говорит источник в Минтрансе, пишут "Ведомости".