В условиях напряженной геополитической обстановки в первой половине 2022 года произошло резкое изменение объемов товарооборота в регионе деятельности Владивостокской таможни. Поэтому был оперативно принят комплекс мер, направленных на упрощение процессов таможенного оформления, сокращение их сроков при сохранении качества таможенного администрирования.
Деятельность морского порта Владивостока в настоящее время регулируют два таможенных поста фактического контроля: Морской порт Владивосток и Первомайский. В их задачи входят совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом; контроль размещения товаров на временное хранение; взаимодействие с ЦЭД в части проведения фактического таможенного контроля; оформление автотранспортных средств и иных товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, а также обеспечение отправки товаров в рамках процедуры таможенного транзита. Все эти задачи в текущих условиях выполняются в максимально короткие сроки.
Проделана работа по своевременному анализу и контролю применения профилей рисков. За шесть месяцев 2022 года подготовлено 76 предложений об актуализации в отношении 120 профилей риска. В аналогичном периоде прошлого года количество актуализаций составляло всего 30 (разница более чем в 2,5 раза).
Проводится работа, направленная на снижение контроля в отношении товарных партий первой необходимости, а также товаров приоритетного импорта. В оперативном порядке принимаются решения об отмене низкоэффективных профилей рисков либо их актуализации для обеспечения максимальной результативности и применения мер только в отношении тех партий товаров, которые обладают признаками высокого уровня риска.
Совершенствование системы управления рисками положительно отразилось на сроках осуществления таможенных операций. Так, если в 2021 году средний срок выпуска всех деклараций на товары составлял почти 12 часов, то в I полугодии 2022 года – 7 часов.
Что касается фактического контроля, то и здесь отслеживается существенное сокращение сроков. Ускорить этот процесс позволило в том числе более активное применение ИДК.
В свою очередь, участники ВЭД стремятся адаптироваться к новым условиям. Прежде всего речь идет о переориентации экспортно импортного направления с запада на восток.
Таким образом, уже к середине 2022 года физический объем товарооборота приблизился к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом стоимостный объем внешнеторгового оборота в регионе деятельности Владивостокской таможни увеличился на 29,1 %.
В течение 6 месяцев 2022 года экспортно-импортные операции осуществляли более 15 тыс. участников ВЭД, что на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доходы в федеральный бюджет возросли в 1,5 раза и составили более 370 млрд руб.
Нельзя обойти стороной и тему ввоза транспортных средств для личного пользования, выросшего на 34%. Уже в июне 2022 года через Морской порт Владивосток было ввезено рекордное количество автомобилей –14 509.
В условиях санкций новые логистические маршруты паромных сообщений являются одним из перспективных решений по доставке грузов и наращиванию объемов внешней торговли. Пример – развитие паромного сообщения между югом России и Турцией.
В апреле 2022 года краснодарские таможенники оформили первый рейс нового парома Barbaros, осуществляющего доставку грузов между морскими портами Турции и России. Его вместимость достигает 80 транспортных средств международной перевозки (автотранспорта).
После запуска в морском порту Кавказ четырех автомобильных паромов типа Ro-Ro и создания дополнительных участков для прибытия и убытия транспортных средств увеличилось и количество судозаходов. Теперь рейсы между турецкими портами Карасу и Самсун и российским Морским портом Кавказ осуществляют такие автомобильные паромы типа Ro-Ro, как Barbaros, Garаkac, Sampiyon Trabzonspor и A Wind.
С начала 2022 года таможенным постом Морской порт Кавказ Краснодарской таможни оформлено 68 паромов типа Rо-Rо, на которых было ввезено из Турции 3 085 грузовых транспортных средств с различными видами товаров общим весом более 49 тыс. тонн (оборудование, продукты питания, плодоовощная продукция, ткани, одежда, косметика, предметы личной гигиены). Под процедуру таможенного транзита было помещено 3 403 партии товаров массой более 35 тыс. тонн.
В июле текущего года новые паромы типа Ro-Ro Gulistan U, Firuze G и Zubeyde начали доставлять грузы из Турции по маршруту Самсун – Темрюк. Каждый из них вмещает более 100 грузовых транспортных средств.
В настоящее время на перегрузочный комплекс за неделю прибывают два-три парома с рефтележками и транспортными средствами международной перевозки (автотранспортом), осуществляющие доставку грузов между морскими портами Турции и России.
С начала 2022 года в порту Темрюк таможенники оформили 23 парома типа Rо-Rо, прибывших из Турции. На них перевезли более 49 тыс. тонн товаров: плодоовощную продукцию, продукты питания, мясо, рыбу, оборудование и автозапчасти. Под процедуру таможенного транзита поместили 290 партий продукции массой более 1 700 тыс. тонн.
В дальнейшем планируется расширить участок пункта пропуска и спектр морских перевозок на судах подобного типа. Количество судозаходов в месяц составит 10–12 паромов, а товарооборот увеличится до 10 тыс. тонн в месяц.
1 сентября 2022 года в регионе деятельности Краснодарской таможни начал функционировать таможенный пост Морской порт Тамань.
В рамках мероприятий по созданию конкурентоспособного российского транспортного узла и развития дополнительных мощностей на протяжении последних лет активно развивается инфраструктура порта Тамань. Географическое положение порта на Таманском полуострове, в районе мыса Железный Рог, сделало возможным создать оптимальную инфраструктуру для обеспечения эффективной логистики. Благоприятные природные условия, возможность круглогодичной эксплуатации и удаленность от населенных пунктов позволяют говорить о порте как об одном из самых перспективных на юге России.
Глубоководная акватория порта Тамань позволяет принимать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн, а использование самых современных технологий обработки и перевалки грузов значительно ускоряет портовые операции и снижает издержки экспортеров и стивидоров.
В порту действует несколько морских терминалов. Среди них – первый на юге России специализированный терминал навалочных грузов мощностью 60 млн тонн угля, 5 млн тонн серы и 5 млн тонн минеральных удобрений в год, а также наливной терминал мощностью до 20 млн тонн нефтепродуктов и сжиженных углеродных газов (СУГ) в год.
С учетом значимости порта и перспективы его развития в начале осени 2022 года был образован новый таможенный пост – Морской порт Тамань Краснодарской таможни. Пост оснащен всей необходимой инфраструктурой и техническими средствами для совершения таможенных операций и проведения эффективного таможенного контроля с минимальными временными затратами.