Федеральная таможенная служба (ФТС), которая в свой профессиональный праздник, 25 октября, отметила своё 31-летие, тесно сотрудничает с ОАО «РЖД». За это время ФТС совместно с другими органами исполнительной власти и ОАО «РЖД» реализовала сразу несколько проектов, направленных на ускорение трансграничных процессов.
О дальнейшем развитии цифровых систем на пограничных переходах, а именно – создании интеллектуального железнодорожного пункта пропуска «Гудку» рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков.
– Дмитрий Борисович, как сформировалась идея создания интеллектуального железнодорожного пункта пропуска?
Д. Б. Жуков: Сегодня на российском участке границы установлено 49 железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП) через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), из которых в настоящее время функционируют 38 пограничных переходов.
Для создания современного облика ЖДПП требуется не просто их реконструкция на основе установленных стандартов, а их опережающее изменение на основе сопряжения процессов применения информационных технологий и использования современных технических комплексов.
Так, в целях концептуального пересмотра основ системы развития пограничной инфраструктуры ФТС России начала разрабатывать проект интеллектуального пункта пропуска, основанного на информационном взаимодействии всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
– Каковы его основные элементы?
Д. Б. Жуков: К основным элементам интеллектуального ЖДПП возможно отнести современные системы связи, интегрированные системы считывания и распознавания номеров контейнеров (включая железнодорожные вагоны), интегрированные системы видеонаблюдения, автоматизированные системы определения весовых параметров, стационарные портальные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) высокой производительности, системы диспетчеризации, технические средства для обеспечения проведения контроля товаров различных категорий, а также взаимодействие ФОИВ в единой информационной среде.
– Какие преимущества от реализации этой идеи получат участники внешнеэкономической деятельности?
Д. Б. Жуков: Основным ожидаемым эффектом от внедрения интеллектуального железнодорожного пункта пропуска является сокращение времени прохождения государственного контроля и увеличение пропускной способности за счёт максимальной автоматизации процессов, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Это окажет положительное влияние на развитие приграничных регионов и позволит создать новые международные транспортные коридоры, в том числе сервисы, обеспечивающие «бесшовное» пересечение государственных границ при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
– В модель интеллектуального железнодорожного пункта пропуска заложено применение систем непрерывного сканирования перемещаемых транспортных средств. Существует ли возможность использования отечественного оборудования для этих целей?
Д. Б. Жуков: Система непрерывного сканирования перемещаемых через государственную границу транспортных средств является одним из основных элементов модели интеллектуального» пункта пропуска. Для её реализации в случае ЖДПП возможно использование стационарных «железнодорожных» ИДК, которые позволяют обеспечить непрерывное сканирование подвижного состава. В настоящее время этот тип ИДК российского производителя уже установлен в действующем железнодорожном пункте пропуска Забайкальск. Таможенные органы начали его применять в экспериментальном режиме.
За период проведения экспериментальных сканирований проанализировано более 55 тыс. рентгеновских изображений. В отдельных случаях выявлялись признаки правонарушений, и данная информация использовалась при проведении последующего таможенного контроля.
В ближайшей перспективе планируется оснащение данными типами ИДК ещё двух ЖДПП – Нижнеленинское и Пограничный.
– Основным элементом интеллектуального пограничного перехода является единая информационная система. Каков её основной функционал?
Д. Б. Жуков: За объединение всех технических средств объективного контроля и программных средств, используемых государственными органами в железнодорожном пункте пропуска, будет отвечать Единая информационная система пункта пропуска. Она свяжет все этапы контроля и всех участников процесса международной перевозки в едином информационном пространстве, позволит с помощью электронных сервисов оперативно получать информацию, в том числе формализованные документы, необходимые для осуществления государственного контроля, а также передавать соответствующие решения, принятые государственным органом, осуществившим контрольные функции в пункте пропуска.
Создание интеллектуальной цифровой платформы и необходимой технологической инфраструктуры позволит организовать практически безостановочное движение товаров в пунктах пропуска.
– На каком этапе находится разработка и реализация концепции интеллектуального железнодорожного пункта пропуска в настоящий момент?
Д. Б. Жуков: Концепция уже разработана и является одним из центральных элементов Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Для её реализации ФТС России совместно с Минтрансом проводит работу по утверждению перспективной модели ЖДПП, которая находится на завершающем этапе. После утверждения данной модели планируется использовать заложенные в неё стандарты при проведении реконструкции, модернизации и строительства пунктов пропуска.
– По каким направлениям концепции будет осуществляться дальнейшее взаимодействие ФТС России с другими органами исполнительной власти и ОАО «РЖД»?
Д. Б. Жуков: В условиях стремительного развития инновационной и цифровой экономики ФТС России уделяет особое внимание внедрению и реализации передовых информационных технологий, способствующих упрощению и ускорению трансграничных процессов. ФТС России совместно с Федеральной налоговой службой России и ОАО «РЖД» проведена большая работа по внесению изменений в положения Налогового кодекса РФ, что позволило реализовать ОАО «РЖД» возможность представления в налоговые органы электронных документов, включая транспортные (перевозочные) документы с отметками таможенных органов, необходимых для подтверждения применения нулевой налоговой ставки по НДС при перемещении товаров железнодорожным видом транспорта.
Электронный документооборот, а также достигнутый уровень автоматизации ОАО «РЖД» позволяет реализовать принцип однократного представления таможенному органу документов в электронном виде (таможенной декларации, транспортных, перевозочных, коммерческих и иных документов), которые могут использоваться на всех этапах перемещения товаров.
В настоящее время ФТС России совместно с ОАО «РЖД» при перевозке товаров железнодорожным транспортом реализован механизм безбумажной технологии.
Он достигается за счёт реализации электронного документооборота между ФТС России и ОАО «РЖД» на всех этапах совершения таможенных операций с момента прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и до их выпуска.
Одним из ключевых направлений электронного взаимодействия является мероприятие по совершенствованию таможенной процедуры транзита, а именно её автоматизации путём внедрения технологий автоматической регистрации транзитных деклараций и выпуска товаров.
– Каких результатов уже удалось достичь?
Д. Б. Жуков: За 2021 год в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, доля электронных транзитных деклараций (ЭТД) составила порядка 90% от общего количества транзитных деклараций при таких перевозках. Автоматически зарегистрировано 73% из них, а автоматизированный выпуск успешно применён в отношении 55% от общего количества автоматически зарегистрированных ЭТД.
По информации ОАО «РЖД», экономический эффект от развития информационного взаимодействия с ФТС России по оценке компании McKinsey&Company составил 547,76 млн руб. в 2021 году.
За 2022 год (по состоянию на 20 октября) в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, доля ЭТД составила 96% от общего количества транзитных деклараций при таких перевозках, при этом автоматически зарегистрировано 75%. Автоматизированный выпуск успешно применён в отношении 46% от общего количества автоматически зарегистрированных электронных транзитных деклараций.