Топливный кризис может сократить число российских авиакомпаний как минимум вдвое, пишут "Ведомости". Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков. В России первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагают аналитики. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях.
По расчетам собеседников "Ведомостей", в результате число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое. В итоге топливный кризис ускорит консолидацию отрасли, к чему давно стремится "Аэрофлот".
За полгода авиатопливо подорожало более чем на 40 проц. Ситуация на рынке ухудшилась настолько, что в конце минувшей недели глава Росавиации Евгений Бачурин не исключил "банкротства ряда российских авиакомпаний". Если цена керосина повысится еще на 20 проц., то банкротств действительно не избежать, отмечает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Уже сегодня топливная составляющая в операционных расходах у "Аэрофлота" - около 40 проц., у "Трансаэро" - 37,7 проц., у дискаунтера Sky Express - 35 проц.
Но самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди, строит мрачные прогнозы Е.Сахнова. Если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в "тихие" периоды (октябрь - ноябрь и январь - февраль) пассажиропоток резко падает. И в этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Ведь авиаперевозки - низкорентабельный бизнес (среднеотраслевой показатель - около 3 проц. по операционной прибыли), и заработать возможно лишь на объемах.
Самыми уязвимыми аналитики называют компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. А к этой категории не относятся только 11 первых по этому показателю из примерно 150 российских перевозчиков. Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50 проц.
В России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение "банкрот", считают некоторые эксперты. Достаточно посмотреть на финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность. Такие встречаются даже в двадцатке крупнейших авиакомпаний России.