Согласно этим данным, по состоянию на 2022 год 10 крупнейших перевозчиков контролировали 84% рынка контейнерных перевозок, а четыре крупнейших ‒ 58%.
Число компаний, предоставляющих услуги импортерам и экспортерам, сократилось в 110 странах, особенно в малых островных развивающихся государствах, где случалось, что работа всего двух перевозчиков превращалась в монополию одного.
Интеграция укрепила позиции перевозчиков и их альянсов на переговорах с портовыми властями, поскольку теперь у них есть два места за столом переговоров ‒ как у арендаторов терминалов и как у поставщиков транспортных услуг.
Консолидация на рынке судоходства снижает конкуренцию и ограничивает предложение. Это может привести к злоупотреблению рыночной властью, повышению стоимости доставки для бизнеса и, следовательно, к повышению цен для потребителей, говорится в обзоре.
Для борьбы с монополизацией на рынке морских контейнерных перевозок ЮНКТАД призывает портовые власти мониторить ставки фрахта и сборы и реагировать на них мерами по защите конкуренции, внедрять разработанные ООН правила и принципы по регулированию конкуренции, обеспечивать рыночные ниши для небольших судоходных компаний в развивающихся странах.
Агентство напоминает, что в первой половине 2022 года от работы с Россией отказался ряд крупных международных линейных контейнерных операторов, включая Maersk, MSC, Hapag-Lloyd и других. На этом фоне рынок стали активно осваивать другие операторы, как из России, так и из нейтральных государств.