Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России поднимала проблему с железнодорожной перевозкой нефтепродуктов на восток страны, предложила использование инструмента контроля исполнения договоров ОТП РЖД (оператора товарных поставок РЖД) для ее решения, сообщили РИА Новости в пресс-службе ведомства.
Газета «Коммерсант» в понедельник написала, что российские нефтяные компании жалуются на проблему с отказами РЖД в разрешении на перевозку нефтепродуктов в восточном направлении. С этим столкнулись Омский НПЗ («Газпром нефть»), Киришский («Сургутнефтегаз»), Орский («Фортеинвест»), «Танеко» («Татнефть»), а также заводы «Башнефти» (входят в «Роснефть»). Собеседники газеты опасаются, что проблема усугубится после вступления в силу эмбарго ЕС на российские нефтепродукты с 5 февраля и старта с апреля субсидий на поставку топлива по ж/д на Дальний Восток.
«Тема была поднята ведомством на биржевом комитете службы. По мнению ФАС России, решение этого вопроса требует комплексного подхода с участием всех сторон процесса. В качестве оперативной меры служба предлагает воспользоваться инструментом ОТП РЖД», — прокомментировали ситуацию в ФАС.
Инструмент ОТП РЖД обеспечивает выполнение биржевых договоров, заключенных на перевозку железнодорожным транспортом. Как пояснили в ФАС, эта система предоставляет возможность отслеживать исполнение биржевого договора в реальном времени: с момента поставки товара (сдачи его перевозчику) до момента получения на станции назначения.
Биржевой комитет ФАС рекомендовал участникам процесса в пилотном режиме реализовать нефтепродукты, доставить их железнодорожным транспортом через ОТП РЖД и представить результаты. «С точки зрения ФАС важно, что видна вся цепочка поставок, а также осуществлен автоматизированный контроль за ценообразованием на всех этапах поставки. Кроме того, это позволяет исключить дискриминацию отдельных потребителей», — подчеркнули в службе.
РЖД ранее в понедельник уже прокомментировали, что обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении и не вводили специальных ограничений на их перевозку. Однако в компании напомнили, что с учетом дефицита пропускной способности БАМа и Транссиба прием грузов к перевозке осуществляется с учетом установленных правилами приоритетов: преимущества имеет продукция высокого передела, скоропортящиеся грузы и любые грузы во внутрироссийском сообщении.