Федеральное агентство воздушного транспорта может остановить деятельность низкобюджетного перевозчика Sky Express, который, как и AiRUnion, является проектом совладельцев "Красноярских авиалиний" братьев Бориса и Александра Абрамовичей.
"Sky Express - один из крупнейших должников на сегодняшний день с долгом более 1 млрд долл. В ближайшее время будем останавливать", - сказал глава Росавиации Евгений Бачурин в ходе заседания комитета по транспорту Госдумы в среду.
Sky Express была создана в середине 2006 года и является первым российским low-cost (низкобюджетным) авиаперевозчиком.
Всему виной топливный кризис, разразившийся этим летом на российском рынке авиаперевозок. Уже давно СМИ писали о том, что кризис может сократить число российских авиакомпаний как минимум вдвое.
Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков. В России первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагают аналитики.
За полгода авиатопливо подорожало более чем на 40 проц. Ситуация на рынке ухудшилась настолько, что в конце июля глава Росавиации Евгений Бачурин не исключил "банкротства ряда российских авиакомпаний". Тпливная составляющая в операционных расходах у "Аэрофлота" - около 40 проц., у "Трансаэро" - 37,7 проц., у дискаунтера Sky Express - 35 проц.
Самыми уязвимыми аналитики называют компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. А к этой категории не относятся только 11 первых по этому показателю из примерно 150 российских перевозчиков. Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50 проц.
Выживут, по мнению экспертов, перевозчики первой пятерки ("Аэрофлот", "Сибирь", "Россия", "Трансаэро", "Ютэйр"), а также имеющие "могучего партнера в лице государства или большой корпорации", передает "Финмаркет".