Запрет Польши на пересечение последнего пункта пропуска «Кукурыки - Козловичи» на границе с Беларусью грузовиками не из стран Европейского союза и последующее за ним усиление Литвой контроля за фурами из третьих стран на границе с Польшей не повлияют на доставку грузов в Россию. Такое мнение выразили ТАСС участники рынка международных грузоперевозок.
В феврале МВД Польши приняло решение о запрете движения белорусских грузовиков на последнем работающем для перевозки товаров пограничном переходе с Беларусью «Кукурыки - Козловичи». Отмечалось, что белорусские машины смогут выехать с грузом в Беларуси только через Литву или Латвию. Польская погранслужба уточнила, что в связи с введением новых ограничений Польша будет пропускать через погранпереход «Кукурыки - Козловичи» только грузовики, зарегистрированные в Польше, а также в странах Европейского союза, Европейской ассоциации свободной торговли, Европейской экономической зоны и Швейцарии.
26 февраля администрация транспортной безопасности Литвы сообщила, что должностные лица балтийской республики у въезда через границу из Польши начали проверять документы о разрешении на проезд через Литву грузовиков третьих стран, то есть стран, не входящих в Шенгенское пространство. Такой мерой Литва пытается уменьшить нагрузку на своих КПП на границе с Белоруссией, где ожидание фур в очередях приближается к трем суткам.
По словам руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic Евгения Дятлова, мера по ужесточению проверки документов на границе Литва-Польша касается прежде всего перевозчиков из стран СНГ.
«Силами транспортной инспекции Литвы усилен контроль за транспортными компаниями из третьих стран на границе Литва-Польша. Данные меры направлены прежде всего на перевозчиков из стран СНГ, в особенности из Казахстана - в настоящее время у них отсутствуют разрешения на транзит через Литву. Ранее польской стороной было заблокировано пересечение последнего пункта пропуска на границе Беларусь - Польша («Кукурыки - Козловичи») для перевозчиков не из ЕС. Больше других в результате этого решения пострадали перевозчики Казахстана, поэтому стоит вопрос организации бесперебойных доставок товаров из/в Казахстан. На доставках товаров в Россию сложившаяся ситуация не повлияет», - заявил Е. Дятлов.
Как грузы могут доставляться в Россию
Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко сказал, что в условиях закрытия пунктов пропуска между Польшей и Беларусью, а также недопуска на территорию Литвы грузовиков без разрешений этой страны, рабочими вариантами доставки грузов автотранспортом в РФ остаются маршруты через Турцию и Финляндию. При этом они будут экономически не выгодны тем, кто использовал доставку через Польшу и Литву.
«Например, маршрут через Финляндию с учетом перепробега и перехода границы будет длиннее на три-четыре дня - при наличии мест на пароме, и дороже на 30-40%, через Турцию - на несколько недель дольше и минимум на 50-70% дороже», - пояснил он.
Еще один вариант - это транспортировка по железной дороге. Однако он невозможен, например, для температурных и сборных грузов, подчеркнул И. Головко.