Сибирские производители угля лишены возможности в достаточном объеме поставлять продукцию на экспорт по оптимальным маршрутам - через порты Дальнего Востока, говорится в обзоре Банка России по региональной экономике со ссылкой на представителей сибирского угольного бизнеса.
Отмечается, что угольные компании вынуждены использовать западные порты «даже для поставок в Азию».
«Такая логистика увеличивает издержки, но позволяет поддерживать загрузку мощностей, избежать сокращения персонала, сохранить рынки сбыта (...) По мнению угледобывающих компаний, в текущий период основное негативное влияние на их деятельность оказывает не эмбарго на экспорт в Европу, а логистические ограничения на железнодорожные поставки угля на восток», - отмечается в обзоре.
ЦБ отмечает, что годовые темпы снижения угольного экспорта в Кузбассе в январе замедлись до 4,6% (после 18% в сентябре 2022 года на пике усиления внешних санкций). Как сообщалось ранее со ссылкой на региональное министерство угольной промышленности, угледобывающие компании Кузбасса в январе поставили на экспорт 10,3 млн тонн, что на 0,5 млн тонн меньше, чем в январе 2022 года. В сентябре 2022 года на экспорт из региона было отгружено 9,2 млн тонн угля - на 2 млн тонн меньше, чем в сентябре 2021 года.
ЦБ также указывает, что запасы угля на складах кузбасских компаний в январе снизились на 7% - впервые после одиннадцати месяцев роста. Как сообщалось, остатки угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик по данным на 1 февраля равнялись 21,1 млн тонн. При этом по данным на 1 января показатель составлял 22,7 млн тонн, по данным на 1 декабря 2022 года - 20 млн тонн, по данным на 1 ноября - 19 млн тонн.
В обзоре отмечается, что большинство сибирских угледобывающих компаний после введения эмбарго на экспорт угля в Европу «нашли новых зарубежных покупателей, договорились о поставках». ЦБ также констатирует, что углекомпании «продолжали предлагать высококалорийный уголь с дисконтом, поддерживая интерес потребителей к своему продукту».
«Планы на 2023 год пока озвучивают только крупные компании, но и они осторожны в оценках. Крупный производитель энергетического и металлургического угля связывает перспективы роста добычи прежде всего с металлургическими марками, так как на них есть стабильный спрос в Азии. Эта же компания в 2023 году планирует реализовать рекордную по объемам инвестиционную программу, увеличив вложения в расширение добычи и горную технику», - говорится в обзоре.