Квоты на перевозку грузов из Калининградской области в другие российские регионы по суше через территорию Литвы и обратно за 2022 год не были использованы более чем на 60%. Квота на 2023 год сокращена Литвой на 7%, сообщила министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина.
«По итогам работы 2022 года в части использования квотируемых грузов, перевозка которых осуществлялась через сухопутные пункты пропуска, и Калининградская железная дорога (КЖД) - филиал РЖД - проинформировала нас, что при наличии квот общим объемом более 3 млн тонн из РФ в Калининградскую область и 50 тыс. тонн из Калининградской области в РФ фактически перевезено 1 млн тонн на территорию Калининградской области и 25 тыс. тонн из Калининградской области», - сказала она на заседании комитета по транспорту, видеозапись которого опубликовала во вторник Калининградская торгово-промышленная палата.
Кукушкина отметила, что это может быть поводом для снижения квот в будущем. «Для понимания - от того объема, который нам установили как среднее арифметическое, мы перевезли всего лишь 34% «сухопутья». Что это означает? Это означает, что в 2024 году при сохранении равных условий, тех, которые нам предъявила Республика Литва и того сценария расчета общего объема квотируемых грузов, он будет уменьшен, потому что мы эту квоту не выбрали на 66%», - сказала министр.
По ее словам, региональные власти будут переориентировать грузы, которые можно возить по суше, с морских линий на железную дорогу, и призвала всех грузоотправителей выбирать сухопутную доставку при возможности. «В 2023 году у нас литовской стороной предоставлены квоты на железнодорожные перевозки в объеме почти 2,9 млн тонн, что меньше квот, предоставленных нам в 2022 году на 7%, это существенная для нас разница», - сказала Е. Кукушкина.
Морские перевозки до Калининграда являются альтернативой сухопутному маршруту через Евросоюз, который из-за санкций против России пропускает грузы по железной дороге из ограничительных списков только по квотам, перевозка санкционных грузов автотранспортом запрещена. Квота составляется по средним показателям перевозок грузов в Калининградскую область за последние три года. Власти региона неоднократно подчеркивали, что решение о введении квот на доставку грузов через Литву незаконно, а губернатор Антон Алиханов отмечал, что сам механизм выстроен таким образом, что квота со временем может только снижаться.