3-4 апреля в Улан-Удэ прошло XV заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Делегацию из Монголии возглавила министр, глава Национального комитета по возрождению пограничных пунктов пропуска Монголии госпожа Хурэлбаатарын Булгантуяа. Российскую сторону возглавил заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.
«Монголия — это стратегический и очень важный торговый партнер России. По итогам 2022 года российско-монгольская торговля увеличилась почти на 42% и достигла 2,6 миллиарда в долларовом исчислении. В январе этого года двусторонний товарооборот вырос еще на 25%. Ожидаем, что к концу этого года показатели нашего двустороннего товарооборота достигнут исторического максимума — 3 миллиарда в долларовом исчислении», — сказал Д. Вольвач.
На заседании подкомиссии особое внимание было уделено развитию пунктов пропуска на границе России и Монголии и необходимости оказания содействия приграничным регионам и компаниям в наращивании торгово-экономического сотрудничества.
С докладом о развитии пунктов пропуска на российско-монгольском участке границы выступил заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Александр Ерохин. Он отметил, что протяженность российско-монгольской границы составляет 3,5 тысячи км. Из установленных 16 пунктов пропуска на границе с Монголией функционируют 10 (8 автомобильных и 2 железнодорожных). В 2022 году границу с Монголией пересекло более 217 тысяч транспортных средств, что в 5 раз больше по сравнению с предыдущим годом. Объем перевезенных грузов составил 6,5 миллионов тонн. Исходя из значимости для внешнеторгового оборота и развития туризма определены 5 приоритетных пунктов пропуска (4 автомобильных и 1 железнодорожный). Модернизация одно из них – АПП Кяхта завершена в 2021 году. Еще по 4 (ЖДПП Наушки, МАПП Хандагайты (Боршо), МАПП Ташанта. МАПП Монды) в настоящее время ведутся работы. Сроки реализации проектов 2024 – 2027 годы.
Дмитрий Вольвач отметил, что принято решение о проведении комплексной модернизации автомобильного пункта пропуска Хандагайты (Боршо) без приостановки его работы. Изначально проектом предусматривалось закрытие погранперехода на период реконструкции. Однако с учетом роста товарооборота между государствами в целях сохранения пропускных мощностей подход был пересмотрен.
Суммарный транспортный потенциал российско-монгольской границы после реконструкции пунктов пропуска будет увеличен до 1 млн 70 тыс. транспортных средств в год, из них грузовых транспортных средств до 364 тысяч единиц в год, и около 17 млн 800 тыс. тонн в год.
В своем выступлении заместитель руководителя Росгранстроя подчеркнул, что реконструкция пунктов пропуска призвана увеличить пропускные мощности погранпереходов и создать привлекательный внешний вид объектов Росграницы. При строительстве будут применены новые подходы к архитектурному облику пунктов пропуска и использованы современные типовые решения. Также на заседании был затронут вопрос об изменении классификации железнодорожного пункта пропуска Эрэнцав (Монголия) – Соловьевск (РФ) с двустороннего на многосторонний в целях увеличения пропускной способности данного направления и развития перспективной транзитной железнодорожной линии.