Стенограмма доклада Р. В. Давыдова на Петербургском международном экономическом форуме, июнь 2023.
В таможенной службе мы ежедневно наблюдаем и управляем процессами перемещения товаров через таможенную границу.
Какие выводы можно сделать по итогам 2022 и почти уже половине 2023 года? В первую очередь, конечно, то, что наш бизнес сумел очень быстро перестроиться. Что мы видели в прошлом году? Резкое падение в марте, апреле, в мае. А начиная с июля, мы увидели стабильный рост, особенно то, что касалось поставок по импорту. Это говорит о том, что бизнесу хватило примерно 3 месяца на то, чтобы перестроить логистику и платежи. Невозможность проведения платежей в традиционном формате и на традиционных рынках – это действительно очень серьезный и тяжелый удар по бизнесу.
В какой-то части ФТС действительно превратились в сервисную организацию. То есть мы встаем туда и тогда, где есть потребность у бизнеса в перемещении товаров через таможенную границу. Естественно, хочу оговориться, все это относится только к добросовестным компаниям, то есть тем компаниям, которые могут и хотят соблюдать таможенные правила. То, что касается нарушителей, конечно, тут этих компромиссов быть не может и никакого сервиса применено быть не может.
С какими еще вызовами столкнулось, в первую очередь государство? У нас Министерство транспорта занимается реконструкцией, стройкой, развитием пунктов пропуска. Поскольку произошел действительно глобальный разворот с запада на восток и на юг, соответственно те огромные объемы российской внешней торговли надо переместить, надо доставить на рынки. И, конечно же, из того, что видим мы, это совершенно другие требования к инфраструктуре пунктов пропуска. Поначалу мы тяжело справлялись с этим физическим потоком товаров, контейнерные перевозки, ограниченная возможность провоза по Транссибу. Сейчас с этим потихоньку начинаем справляться.
Приведу некоторые цифры: за пять с лишним месяцев этого года по сравнению с предыдущим годом рост контейнерного оборота на Дальнем Востоке составил 34%. 529 тысяч контейнеров физических (если в штуках) было перемещено на Дальнем Востоке. При этом падение на северо-западе составило те же 34%. А в Азово-Черноморском регионе рост 21%. То есть мы на круг уже сделали больше миллиона контейнеров товарооборота, это очень значительная цифра. Общий грузооборот на Дальнем Востоке – это 92 млн тонн. Я имею ввиду общий грузооборот в экспортно-импортных операциях. 72 млн из них – это море. Через нашу кавказскую границу, где еще много предстоит сделать с точки зрения развития пунктов пропуска, прошло 8 млн тонн, это тоже рост на 35%. Причем речь идет о грузопотоке только по сухопутной границе, это очень серьезные объемы.
Что мы делаем? Во-первых, это цифровизация всех процедур, это межведомственное взаимодействие в цифре. Когда говорят про границу, про таможню, это и мы, конечно, это и пограничники, и ветеринарные службы, и фитосанитарные, транснадзор и так далее. Поэтому здесь ключ к успеху – это межведомственное взаимодействие.
Буквально недавно у нас была коллегия в ФТС. Мы выдвинули такую инициативу, чтобы дать возможность автоматического выпуска товаров компаниям среднего уровня риска. А это практически 2 минуты на выпуск декларации (сегодня примерно чуть меньше 30% могут проходить автовыпуск деклараций на товары). Что такое компания среднего уровня риска? Это обычная средняя компания. А мы применяем автовыпуск только к компаниям низкого уровня риска. Часто компании среднего уровня риска в силу недостаточной статистики (потому что это все у нас машины обсчитывают) просто не подают столько деклараций, чтобы мы могли статистически признать достоверной эту выборку по ним. Поэтому, если компания в низком налоговом уровне риска, не замечена ни в чем, мы таким компаниям планируем тоже дать возможность автоматически выпускать свои декларации. Это сразу будет прирост в автовыпуске, соответственно сокращение сроков выпуска, сокращение нагрузки для бизнеса. По среднему уровню риска мы планируем сделать это в этом году.
В нынешней ситуации, хочу сразу оговориться, что горизонты планирования – это все в течение года надо делать, желательно еще быстрее. Долгосрочное стратегическое планирование должно быть, и оно существует и применяется, но те меры, о которых мы говорим, нужны здесь и сейчас. Поэтому мы, как представители государства, должны действовать быстро, мобильно и с учетом интересов бизнеса. Потому что по сути дела бизнес дает заказ того, что ему нужно. Бизнесу нужно перенастроить свою логистику, расчеты, прохождение границ с Европы на Дальний Восток. Государство должно помочь в этом бизнесу. Поэтому мы, со своей стороны, готовы абсолютно открыто, активно взаимодействовать и учитывать все пожелания и двигать нашу торговлю. У нас рост импорта в этом году на 9% по сравнению с прошлым годом. То есть вполне достойный результат, восстановление идет довольно неплохо.