Доклад на вебинаре УТУ.
«В рамках данного вебинара будет рассмотрен вопрос обеспечения соблюдения запретов и ограничений в условиях применения специальных экономических мер. Данная тематика актуальна как для таможни, так и для бизнес-сообщества, в том числе и для начинающих субъектов внешнеэкономической деятельности.
В ходе взаимодействия, с участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках Горячей линии, в Уральское таможенное управление и Уральскую электронную таможню поступают обращения о порядке ввоза/вывоза продукции, в отношении которой Российской Федерацией введены специальные экономические меры.
В то же время, необходимо отметить, что проводимый анализ таможенного декларирования показывает, что бизнес-сообщество адаптировалось к существующим реалиям и принимает всевозможные усилия, требующие исполнения действующего законодательства.
В случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественные действия иностранных государств и (или) их органов и должностных лиц, представляющих угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, применяются специальные экономические меры.
Правовую основу применения специальных экономических мер составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – Федеральный закон).
Так согласно Федеральному закону к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении блокируемых лиц и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, а также ограничения, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.
Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.
Специальные экономические меры применяются на основе следующих принципов:
- законность;
- гласность применения;
- обоснованность и объективность применения.
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретного иностранного государства и (или) иностранных организаций и (или) иностранных граждан, и (или) лиц без гражданства и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
На слайде представлены специальные экономические меры, введенные Указами Президента РФ, устанавливающие запреты и ограничения в сфере внешнеэкономической деятельности, контроль за исполнением которых, возложен на таможенные органы.
Во исполнение Указа № 560 постановлением Правительства РФ от 07 августа 2014 г. № 778 по 31 декабря 2024 г. введен запрет ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Указанный перечень содержит как коды ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименования товаров, а также ряд примечаний. В зависимости от позиции в перечне для определения подконтрольного товара необходимо руководствоваться как исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием, также возможны исключения в зависимости от области применения и назначения товара (например, товары, предназначенные для детского питания).
Указанные сведения должны быть заявлены в графе 31 ДТ с заявлением в графе 44 ДТ документов, подтверждающих область применения и назначения товара.
Во исполнение подпункта «в» пункта 2 Указа № 560 постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1716-83 введены:
- пунктом 1 – запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению № 1;
- пунктом 1(1) – запрет на вывоз из Российской Федерации на территорию Украины товаров по перечню согласно приложению № 2.
Согласно примечанию к приложению № 1 в зависимости от позиции в перечне для определения подконтрольного товара необходимо руководствоваться как исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара, также возможны исключения – так на товары, классифицируемые в подсубпозиции 2517 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС распространяется запрет ввоза, за исключением гравия и щебня при наличии при ввозе подтверждения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выданного в установленном порядке, а также их соответствия указанным характеристикам.
Кроме того, согласно пункту 5 постановления Правительства, запрет, указанный в пункте 1, не распространяется на товары, ввозимые в целях завершения таможенных процедур переработки вне таможенной территории и временного вывоза.
Однако, для целей применения приложения № 2 (перечень товаров, в отношении которых установлен запрет на вывоз с территории РФ на территорию Украины) следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования. При этом, необходимо отметить, что пунктом 1 (2) Указа № 560 Правительству РФ предоставленым полномочия по выдаче временных разрешений, предусматривающих неприменение специальных экономических мер, определенных в соответствии с настоящим Указом.
Так выявлено 4 случая несоблюдения требований Указа № 560.
Так, во исполнение подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 8 марта 2022 г. №100 постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 311 (далее – Постановление № 311) установлено:
1. Пунктом 1 запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению № 1.
Пунктом 2 Постановления № 311 утвержден исчерпывающий перечень случаев, когда запрет, указанный в пункте 1 не распространяется.
Стоит озвучить наиболее распространенные случаи, которые представлены на слайде:
- товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым Минпромторгом России;
- товары, вывозимые по лицензиям ФСТЭК России, по лицензиям и перечням ФСВТС России либо по разрешениям Комиссии по экспортному контролю;
- товары, вывозимые из Российской Федерации, ранее ввезенные в Российскую Федерацию с применением карнета АТА либо на оборудование, временно вывозимое, представителями российских СМИ, спортивных команд либо для организации экспозиции на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности воинских формирований Российской Федерации.
Также по решению Председателя Правительства Российской Федерации или его Заместителей могут предоставляться временные разрешения на вывоз ограниченного количества товаров, включенных в приложение № 1 (Пункт 2 (1) Постановления № 311).
2. Пунктами 1 (1) и 1(3) установлен разрешительный порядок вывоза товаров за пределы Российской Федерации товаров по перечням согласно приложениям № 2 и № 3 по решению Председателя Правительства Российской Федерации, или его Заместителей.
Пунктом 2(2) Постановления № 311 предусмотрен перечень случаев, когда ограничение на вывоз, установленное пунктом 1(1) не распространяется. Однако для пункта 1 (3) перечень случаев-исключений в настоящее время не установлен.
Необходимо обратить внимание на то, что согласно примечаниям для целей применения перечней следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
Так в 2023 г. и 1 квартале 2024 г. по 64 ДТ 7 участниками внешнеэкономической деятельности продекларированы товары с заявлением сведений о разрешениях Правительства РФ, по 977 ДТ товары вывезены с заявлением сведений о сертификате о происхождении товара по форме СТ-1, 855 ДТ оформлены с заявлением сведений о разрешениях Комиссии по экспортному контролю, порядка 180 ДТ – по заключениям Минпромторга России.
Во исполнение подпункта «а» пункта 1 и пункта 4 Указа № 100 постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 313 (далее – Постановление № 313) установлен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории по перечню согласно приложению № 1 отдельных видов товаров по перечням согласно приложениям № 2 и № 3 (пункт 1).
Так, в перечень иностранных государств и территорий, в отношении которых вводится запрет на вывоз отдельных видов товаров, включены следующие страны:
- Австралия
- Албания
- Андорра
- Багамские Острова
- Великобритания (включая о. Джерси (коронное владение Британской короны) и подконтрольные заморские территории - о. Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар)
- Государства - члены Европейского союза
- Исландия
- Канада
- Лихтенштейн
- Микронезия
- Монако
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Республика Корея
- Сан-Марино
- Северная Македония
- Сингапур
- Соединенные Штаты Америки
- Тайвань (Китай)
- Украина
- Черногория
- Швейцария
- Япония
Приложение № 2 к Постановлению № 313 содержит перечень товаров в отношении которых введен запрет на вывоз с территории РФ. В данный перечень включены древесина и лесоматериалы, листы для облицовки, а также отходы и лом стали, вольфрама и металлокерамики. При этом согласно примечанию к приложению №2 следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
В приложении № 3 приведен перечень отдельных видов товаров двойного назначения в отношении которых введен запрет на вывоз.
Следует обратить внимание, что для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться наименованием товара. Коды ТН ВЭД ЕАЭС носят справочный характер и приведены для удобства пользования перечнем.
Отдельно стоит отметить, что запрет, указанный в пункте 1 Постановления № 311, также распространяется на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров по перечням, предусмотренным приложениями № 2 и № 3 к настоящему постановлению, в иностранные государства, не указанные в приложении № 1 к настоящему постановлению, при условии, что такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным с лицами, зарегистрированными в юрисдикции иностранных государств и территорий по перечню, предусмотренному приложением № 1 к настоящему постановлению, или предусматривающим расчеты через кредитные организации (в том числе банки корреспонденты), зарегистрированные в юрисдикции таких иностранных государств и территорий, за исключением товаров, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Так в 2023 г. в связи с несоблюдением указанного пункта возбуждено более 80 дел об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ.
Сводная таблица товаров с кодами ТН ВЭД, попадающих под запреты и ограничения
С целью ускорения совершения таможенных операций особое внимание стоит уделить порядку заполнения декларации. Напомню, что порядок заполнения декларации утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (далее – Решение № 257).
В соответствии с абзацем 17 подпункта 42 пункта 15 Решения № 257 в графе 44 ДТ указываются с новой строки под соответствующим кодом согласно классификатору видов документов и сведений для каждого (отдельного) документа номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
Классификатор видов документов и сведений утвержден приложением № 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».
Так, 6 мая 2023 г. классификатор дополнен кодом «01126» - документы, подтверждающие соблюдение специальных экономических мер, введенных Российской Федерацией.
Одной из наиболее распространенных ошибок, допускаемых участниками ВЭД, является заявление в графе 44 ДТ сведений о заключении о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемом в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и временных разрешений Правительства РФ под кодом вида документа «01999».
Сведения об указанных документах должны заявляться под кодом вида документа «01126».
Спасибо за внимание!»