Стенограмма доклада на вебинаре ФТС России.
При реализации фискальных функций неизбежно возникают споры между бизнесом и контрольно-надзорными органами. Нивелировать их очень затруднительно, однако придать таким взаимоотношениям некий доверительный характер вполне достижимо.
Инструменты для сглаживания противоречий бизнеса и государства существуют. Один из них – механизм таможенного мониторинга, который ориентирован на добросовестный бизнес, готовый к диалогу с государством. Если простыми словами, государство оценивает деятельность участников ВЭД и предупреждает его о потенциальных рисках, которые могут привезти к негативным последствиям в виде юридических или экономических санкций. Задача по реализации такого инструмента, как таможенный мониторинг, была заложена в стратегии развития таможенной службы до 2030 года.
В ходе совместной работы Минфина России и ФТС России подготовлена нормативная база по проведению эксперимента по таможенному мониторингу. Был выпущен Федеральный закон от 14.07.2022 № 314, который наделяет Правительство полномочиями по установлению правил проведения эксперимента. Собственно, самый главный документ – Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240, само положение о проведении мониторинга. Также были изданы Приказы ФТС России, один из них Приказ ФТС России от 13.03.2023 № 174 «О внесении изменений в порядок заполнения форм отчетов, представления отчетности, способы и сроки представления отчетности уполномоченными экономическими операторами, утвержденные приказом ФТС России от 20.12.2018 № 2077» и Приказ ФТС России от 23.03.2023 № 224, который утверждает формы документов, используемые при проведении таможенного мониторинга.
Задача таможенного мониторинга выявить риски нарушений таможенного законодательства, проинформировать о них участника эксперимента и дать ему возможность самостоятельно проанализировать полученную информацию и принять меры по устранению возможных негативных последствий.
Эффективность таможенного мониторинга зависит от 3 основных составляющих: взаимное доверие, понимание и прозрачность. Участник ВЭД должен быть открыт и готов к взаимодействию, только тогда данный механизм достигнет своих целей. Именно поэтому эксперимент по таможенному мониторингу реализуется исключительно на добровольной основе.
Объекты таможенного мониторинга – это сведения об иностранных товарах, ввезенных на таможенную территорию Союза, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
К участию в эксперименте приглашены уполномоченные экономические операторы, а также организации, которые являются участниками промышленных кластеров, также осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Основные условия участия в эксперименте: осуществление ВЭД (импорта товаров) и ведение системы учета товаров, позволяющих в автоматическом режиме формировать и направлять в программные средства таможни определенный набор сведений.
Для участия в эксперименте участник ВЭД направляет в ФТС России уведомление о добровольном участии в эксперименте, составленное в произвольной форме. Уведомление направляется на бумажном носителе или в электронной форме на адрес электронной почты ФТС России.
Таможенный мониторинг проводят таможни, в регионе деятельности которых участник ВЭД состоит на учете в налоговом органе. Один раз в квартал таможня осуществляет расчет показателей по ВЭД, которые могут указать на возможные риски нарушения таможенного законодательства. Выявление одного из показателей является основанием для принятия решения о проведении таможенного мониторинга.
Этапы и сроки проведения таможенного мониторинга обозначены на слайде.
Остановл юсь более подробно на самой технологии проведения таможенного мониторинга. В целом, в Положении о таможенном мониторинге (Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240), в Приложении № 1 утвержден перечень показателей, их 13 шт. Соответственно, если эти показатели выстреливают, таможенный орган принимает решение о проведении таможенного мониторинга, направляет запрос в систему учета участника эксперимента и получает витрину данных (которая также определена Приложением № 2 Постановления Правительства РФ от 16.02.2023 № 240). У участника эксперимента, по тому заключению, которое направляется по результатам таможенного мониторинга в таможенные органы, есть определенные действия: он может игнорировать заключение, последствия устранять или не устранять. По результатам принятых решений таможенный орган тоже, в том числе, принимает решение, например, о проведении таможенной проверки.
В случае выявления признаков нарушений вопрос об освобождении участника эксперимента по таможенному мониторингу от административной ответственности по статье 16.2 КоАП РФ возможно рассмотреть в случае соблюдения условий, соответствующих требованиям эксперимента:
- инициативное предоставление таможенным органам сведений из системы учета товаров для возможного выявления признаков нарушения требований права ЕАЭС в целях реализации своей возможности самостоятельно оценить результаты таможенного мониторинга и устранить негативные последствия таких нарушений;
- согласие с заключением таможенного органа о результатах таможенного мониторинга (далее - Заключение), надлежаще оформленным таможенным органом, направленным лицу в установленном порядке, и неуклонение от его получения;
- самостоятельная оценка и добровольное устранение признаков нарушений права ЕАЭС, отраженных в Заключении, строго в установленный экспериментом срок (не позднее 15-го рабочего дня со дня его получения);
- а также в этот же срок – добровольное выполнение всех требований, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 примечаний к статье 16.2 КоАП РФ (например, совершение в установленном порядке таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа).
Кроме того, нами проведена работа по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240. В целом, Минфин одобрил эти предложения, сейчас происходит межведомственное согласование. Этот проект направлен на расширение круга возможных участников эксперимента по мониторингу. Также мы устанавливаем мораторий на проведение всех таможенных проверок, не только выездных, но еще и камеральных. В том числе, мы также продляем сроки проведения эксперимента на 1 год.
Расширение круга лиц: мы добавляем туда участников ВЭД с низким уровнем риска (НУР). Таким образом, у нас уже 3 категории:
- уполномоченные экономические операторы;
- участники промышленных кластеров;
- участники ВЭД с НУР.
Доклад закончен, но я зачитаю вопросы, которые заранее поступили к нам на электронную почту.
Как быстро нужно отвечать на запрос по таможенному мониторингу и какие примерно объемы сведений должен включать ответ?
Ответы есть в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2023 № 240. Объем сведений установлен 2 Приложением Положения о проведении эксперимента по таможенному мониторингу. По быстроте ответа – ответ должен быть в режиме реального времени, это тоже там прописано.
Запрос на проведение таможенного мониторинга, будет ли работать через ЕАИС ФТС?
Коллеги, мы доработали свои программные продукты в рамках 2 бизнес процессов: автоматический расчет 13 показателей, которые установлены 1 Приложением Положения. 2 бизнес процесс – это тот набор сведений, та витрина данных, которая по запросу таможенных органов должен предоставить участник эксперимента по таможенному мониторингу. Да, у нас все настроено через ЕАИС ФТС, все происходит в электронном виде. Соответственно если будут какие-то сбои в системах, то какое-то взаимодействие возможно проводить на бумажных носителях.
Как система мониторинга интегрируется в систему УЭО? Достаточно ли предоставить доступ к определенным таблицам, базам данных нашего предприятия?
Доступ к определенным таблицам, базам данных вашего предприятия не подходит под таможенный мониторинг. У нас четкое представления запроса таможенного органа к лицу и соответственно представление витрины данных и системы учета товаров. Вы как я понял говорите про доступ, который является условиям включения УЭО, при получении такого статуса. Поэтому это не подходит, в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 доступ таблицам не предусмотрен. Мы направляем запрос, который состоит из ИНН и периода проверяемого, он улетает к лицу, и лицо составляет нужную витрину данных, которая определена 2 Приложением Постановления.
Уже проводились эксперименты с другими предприятиями?
В рамках Распоряжения № 81 ФТС России проводила эксперимент по витрине данных, с 2019 года. Там были определены участники тестирования, информационные операторы, которые являлись связующим звеном между таможней и участниками этого тестирования. Тестирование закончилось в конце прошлого года, и оно явилось прототипом нашего таможенного мониторинга. Сейчас в эксперименте находятся 2 организации, на сайте ФТС вы можете ознакомиться с информацией о проведении таможенного мониторинга и там же есть участники эксперимента.
Есть ли горячая линия по возникающим техническим вопросам таможенного мониторинга?
Горячая линия есть, она не только по вопросам таможенного мониторинга, а по всей деятельности таможенного органа.
Когда таможенный мониторинг станет обязательным для всех?
По Постановлению Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 мы должны будем подготовить доклад в Правительство, в том числе по предложениям о внесении изменений в Федеральный закон № 289. Если эксперимент завершится удачно, то доклад будет касаться внесения дополнительной меры, обеспечивающей проведения таможенного контроля, как таможенный мониторинг. Нормативка уже есть, она просто перейдёт из Постановления № 240 в некую новую главу или статью Федерального закона № 289.