В настоящее время одним из вызовов для импортеров стало осуществление оплат за ввозимые товары в адрес иностранных контрагентов. Для разрешения сложившейся проблемы российские импортеры все чаще прибегают к услугам так называемых платежных агентов, которые помогают с проведением оплат в адрес продавцов из зарубежных юрисдикций и получают за это агентское вознаграждение.
Однако, как это часто бывает, решение одних вопросов может привести к возникновению новых. Так, при организации оплат через агентов для участников ВЭД становится актуальным вопрос необходимости включения вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость ввозимых товаров, а также документального подтверждения таможенной стоимости.
Нормативное регулирование: текущий статус
Вопросы определения таможенной стоимости ввозимых товаров с использованием услуг, предоставляемых посредниками (агентами), регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Положениями статей 39, 40 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – «ТК ЕАЭС»);
- Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1)»;
- Решением Коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 112 «Об утверждении положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
Ниже в сводной таблице мы суммировали ключевые положения вышеперечисленных нормативных актов.
Ст. 39 ТК ЕАЭС |
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена фактически уплаченная (далее – «ЦФУ») при продаже товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС при выполнении условий, указанных в данном пункте. ЦФУ представляет собой общую сумму всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. |
п.1, ч.1, ст. 40 ТК ЕАЭС |
Одним из дополнительных начислений к ЦФУ при определении таможенной стоимости ввозимых товаров является вознаграждение посредникам (агентам)/брокерам, НО за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров, по его представлению за пределами таможенной территории Союза. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров дополнительные начисления, не поименованные в п.1 ст. 40 ТК ЕАЭС, не включаются в таможенную стоимость товаров. |
П. 5.2. Решения Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)». |
Расходы, обусловленные действиями, предпринятыми покупателем за свой счет, если такие расходы не влияют на установленную продавцом цену товара, не рассматриваются в качестве косвенных платежей (то есть в качестве платежей третьему лицу в пользу продавца) и не включаются в таможенную стоимость. даже в том случае, когда эти действия соответствуют интересам продавца. |
Решение Коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 112 «Об утверждении положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» (далее также – «Решение № 112») |
При определении таможенной стоимости для решения вопроса о необходимости добавления вознаграждения посредникам (агентам) к ЦФУ, необходимо:
Положения, касающиеся вознаграждения агенту по закупке, действующему в интересах покупателя: Вознаграждение за закупку, уплачиваемое покупателем своему посреднику (агенту) по закупке за оказываемые услуги, не подлежит добавлению к ЦФУ при определении таможенной стоимости. Это связано с тем, что оплата такого вознаграждения не является и не может являться затратами продавца и, соответственно, не может включаться продавцом в указанную цену. Положения, касающиеся вознаграждения агенту по продаже, действующему в интересах продавца: В случае если вознаграждение посреднику (агенту) по продаже, действующему в интересах продавца, не включено продавцом в цену товаров и оплачивается покупателем либо продавцу на основании счета, выставленного продавцом отдельно от счета на оплату товаров, либо непосредственно посреднику (агенту) по продаже, то при определении таможенной стоимости ввозимых товаров данное вознаграждение должно быть добавлено к ЦФУ. |
Сформирована ли итоговая позиция таможенных органов?
На текущий момент тема включения вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость ввозимых товаров активно обсуждается на различных площадках, в том числе с представителями ФТС России, однако утверждать о сформированной единой итоговой позиции таможенных органов пока рано.
Данный вопрос, в частности, стал предметом обсуждения на заседании постоянной комиссии по вопросам декларирования и контроля таможенной стоимости Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России от 28.06.2024.
Согласно опубликованному протоколу, в случае если по результатам таможенного контроля будет установлено, что платежный агент действует в интересах продавца, то расходы на вознаграждение агенту (посреднику) добавляются в таможенную стоимость в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС как агентское вознаграждение. Если же платежный агент действует в интересах покупателя, то такие расходы не являются расходами, прямо или косвенно причитающимися продавцу, следовательно, они не являются частью ЦФУ и не включаются в таможенную стоимость товаров.
Аналогичная позиция ФТС РФ изложена в недавнем Письме ФТС России от 20.08.2024.
Таким образом, согласно положениям действующего нормативного регулирования и пояснениям ФТС России, ключевым фактором, влияющим на необходимость включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость является то, в чьих интересах действует агент: импортера или иностранного продавца.
Соответственно, согласно известной нам правоприменительной практике таможенные органы при проведении таможенного контроля на предмет включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость могут запросить у декларанта (1) внешнеторговые и агентские соглашения и (2) пояснения о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к ввозимым товарам, чтобы установить действует ли агент в интересах покупателя или продавца, имеется ли взаимосвязь агента с продавцом или покупателем и т.д.
Обращаем внимание, что включение вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость по решению таможенных органов может привести не только к доначислению таможенных платежей и пеней, но также и к привлечению импортера к административной ответственности. К сожалению, такая практика нам известна.
Судебная практика
С учетом относительной новизны рассматриваемой темы на текущий момент можно считать судебную практику по данному вопросу не в полной мере сформированной, однако, тем не менее, на известны судебные кейсы, в которых рассматривался вопрос включения вознаграждения агентов (в том числе, платежных агентов) в таможенную стоимость товаров. Ниже в таблице мы отразили отдельные судебные кейсы, в которых рассматривался вопрос включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость.
Номер дела |
Позиция суда |
---|---|
А40-21745/2023 |
В пользу импортера в трех инстанциях: Суды трех инстанций согласились с позицией импортера относительно невключения агентского вознаграждения в таможенную стоимость ввезенных товаров, поскольку вознаграждение агента не являлось затратами продавца на поставку товара |
А40-19213/2023 |
В пользу таможенного органа в трех инстанциях: Агент и продавец зарегистрированы по одному адресу и являются взаимосвязанными лицами. Соответственно, агент является агентом по продаже и действует в интересах продавца. Таким образом, вознаграждение агента подлежит включению в таможенную стоимость ввезенных товаров. |
А41-69101/2023 |
В пользу импортера в первой инстанции на новом круге рассмотрения дела: Суд пришел к выводу о том, что расходы на агента по закупке товара за пределами ЕАЭС относятся к исключениям, не подлежащим включению в таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии с положениями п.1 ст. 40 ТК ЕАЭС и положениями Решения № 112. |
Таким образом, в настоящее время параллельно с формированием правоприменительной практики мы наблюдаем за развитием судебной практики по вопросу включения вознаграждения агентов (в том числе, платежных) в таможенную стоимость товаров.
Рекомендации в части формализации отношений с платежным агентом
Исходя из нашего практического опыта, мы рекомендуем импортерам фиксировать в договоре поставки или агентском соглашении положения, подробно описывающие (1) функции и роль платежного агента, (2) в чьих интересах действует платежный агент, (3) обстоятельства его привлечения к оплате за поставляемый товар, а также (4) влияние привлечения платежного агента на остальные условия договора поставки.
Рекомендации в части документального подтверждения таможенной стоимости при оплате через агента
Учитывая текущий консервативный подход таможенных органов, мы считаем, что при привлечении агента для оплаты ввозимых товаров необходимо также уделить должное внимание документальному подтверждению таможенной стоимости.
Исходя из нашего практического опыта сопровождения таможенных проверок, а также актуальной судебной практики, одной из наиболее часто запрашиваемых категорий документов в рамках таможенного контроля таможенной стоимости являются документы по оплате за ввезенные товары.
В этой связи для целей подтверждения таможенной стоимости товаров при привлечении платежных агентов мы считаем важным обеспечить (1) возможность идентификации оплачиваемого инвойса по договору поставки с платежными документами, оформляемыми при перечислении денежных средств в адрес агента, а также (2) возможность получения подтверждения от иностранного продавца о факте поступления оплаты за товар в согласованном сторонами размере. В противном случае таможенный орган может посчитать заявленную импортером величину таможенной стоимости не в полной мере документально подтвержденной и, как следствие, скорректировать ее с последующим доначислением таможенных платежей.
Таким образом, при привлечении платежного агента мы рекомендуем импортерам уделять внимание формализации отношений с платежными агентами и иностранным поставщиком. Безусловно, в настоящее время импортёры ожидают формирования окончательной позиции регуляторов, однако мы также считаем важным следить за развитием правоприменительной и судебной практики по данному вопросу.
В случае проведения проверочных мероприятий со стороны таможенных органов по вопросу включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость, мы также рекомендуем проактивно предоставлять правовую позицию о невключении агентского вознаграждения в таможенную стоимость.
Данный обзор не является исчерпывающим, не представляет собой юридическое заключение и не отменяет необходимости получения юридической консультации в каждой конкретной ситуации.
А если говорим про включение вознаграждения агента в таможенную стоимость таможенным органом по результатам таможенного контроля после выпуска, то постоплата в данном случае не будет для таможни препятствием.