Стенограмма выступления на Международном таможенном форуме 2024.
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Постараюсь коротко и лаконично рассказать, как у нас сейчас устроена субъектно-ориентированная модель, про наши цели, про нашу миссию и покажем вам цифры и статистику, ну и конечно расскажем про будущее, про новые критерии, про те новеллы, которые мы планируем внедрять.
Категорирование или риск категорирования или прочее разделение компаний, которые совершают таможенные операции на подкатегории – это наш ключевой инструментарий в рамках применения СУР. Категорирование предусматривает распределение участников ВЭД на три категории уровня риска – низкий, средний, высокий, с соответствующим индивидуальным подходом к применению мер контроля каждой из категорий уровня риска. Соответственно, если компания относится к высокому уровню риска, то все контрольные мероприятия в принципе проводятся на этапе оформления.
В среднем уровне риска мы стараемся минимизировать количество запросов, стараемся обходиться преимущественно документальным контролем. Плюс, по отдельным компаниям, по отдельным категориям товаров у нас уже работает автовыпуск (для среднего уровня риска). Мы понимаем, что этих компаний в абсолютном значении у нас большинство, и также стремимся для этой категории искать дополнительные бонусы. И, конечно, низкий уровень риска – это для нас компании с максимальным уровнем доверия со стороны таможенных органов, для которых мы создаем условия, чтобы товары этих компаний выпускались максимально быстро и весь контроль, по мере возможности, смещался на этап после выпуска товаров.
Основная наша цель категорирования в соответствии с ТК ЕАЭС – это реализация дифференцированного применения мер по минимизации рисков. Это отражено в нашем Таможенном кодексе.
Ну и, кроме того, есть важные задачи – это смещения акцента на постконтроль. Это, конечно же, позволяет нам более рационально использовать наши кадровые и технические ресурсы при проведении таможенного контроля за счет концентрации основных усилий и внимания на наиболее рисковых товарных поставках.
Конечно, самая главная задача – создание благоприятных условий для наиболее добросовестных участников ВЭД за счет снижения административного воздействия.
Очень важно отметить, что само распределение компаний-участников ВЭД по категориям уровня риска у нас полностью проводится в автоматическом режиме штатными программными средствами. Человеческий фактор в этом случае полностью исключен. Мы анализируем деятельность участников ВЭД за 2 календарных года по 31 критерию. Эти критерии открыты, и они характеризуют различные аспекты деятельности участников ВЭД. Критерии делятся на разные группы. Есть блокирующие критерии, при выявлении которых (хотя бы одного из них) участник ВЭД не может быть отнесен, к сожалению, уже к категории низкого уровня риска. Есть критерии, которые характеризуют и оценивают как положительные, так и отрицательные аспекты деятельности лица.
Например, положительные критерии оценивают такие аспекты как размер уставного капитала, период внешнеэкономической деятельности, отнесение компании к низкому уровню налогового риска – если видим, что коллеги из ФНС категорировали у себя и компания попала в низкий уровень риска, то этот критерий имеет существенный балл в итоговой оценке участника ВЭД.
Есть, к сожалению, отрицательные аспекты. Они оценивают наличие негативных аспектов деятельности компании – нарушения, которые выявляются в ходе таможенного контроля (до или после выпуска товаров), соответственно привлечение к административной ответственности, возбуждение уголовных дел и т.д.
Вся эта работа строится полностью на основе математических моделей. Все критерии как положительные, так и отрицательные оцениваются исключительно в комплексе. То есть производится последовательный расчет значений каждого из критериев, и, с учетом полученных значений, определяется итоговая оценка деятельности участников, исходя из которой, мы уже определяем категорию уровня риска. Важно отметить, что сам по себе ни один из критериев не может являться основанием для отнесения компании к той или иной категории риска. Чем компания допускает меньше нарушений, тем выше вероятность низкой категории риска.
Важно отметить, что для отнесения компании к низкому уровню риска, кроме итоговой оценки, есть ряд иных базовых опций, минимальный период внешнеэкономической деятельности, который по общему правилу составляет не менее 2-х лет. Но для компаний, которых ФНС России категорировала у себя, и они попали в низкий уровень налогового риска, этот период может быть сокращен до полугода. Количество выпущенных деклараций на товары у участника ВЭД должно быть за этот период не менее 70 и, соответственно, в них должно быть заявлено не менее 100 товаров. Участник ВЭД является юридическим лицом и, конечно, у него не должны быть выявлены блокирующие критерии.
Также очень важно отметить, что мы, после введения в отношении нашей страны санкций, создали инструментарий, который позволяет присваивать участнику ВЭД в рамках оказания господдержки системообразующих предприятий, по ходатайствам федеральных органов власти, которые отвечают, курируют те или иные сектора экономики, присваивать категорию уровня риска. Это предусмотрено приказом Минфина 29Н, такая опция тоже имеет место быть. https://www.alta.ru/tamdoc/20a00029/
Немного цифр: у нас в низкий уровень риска попало чуть более чем 12 тысяч компаний, на долю которых традиционно приходится 70+ товарных партий и 75% таможенных платежей. К категории высокого уровня риска отнесено 6,5 тысяч участников ВЭД. Их доля в общем объеме незначительная, к категории среднего уровня риска (самая большая по количеству категория) – почти 97 тысяч участников ВЭД.
Как я уже ранее говорил, по контрольным мероприятиям с нашей стороны проводятся дифференцированно, для каждой категории по отдельности. Данные меры в отношении компаний низкого уровня риска кратно меньше по сравнению с иными участниками ВЭД.
Конечно, статус низкого уровня риска – это не индульгенция от контроля, равно как и статус уполномоченного экономического оператора. Таможенные органы конечно же имеют право применять инструменты контроля в рамках СУР при наличии информации о высокой степени возможного нарушения. Но цифры говорят сами за себя. Доля документального контроля у компаний низкого уровня риска не превышает 2,5%.
В завершении выступления я бы хотел рассказать о работе, которую мы проводим сейчас в отношении новых критериев. Мы понимаем, что критериев должно быть больше, для того, чтобы максимально подробно изучать деятельность участников ВЭД, мы эту работу проводим. На текущий момент у нас в завершающей стадии находится проект приказа о дополнении новыми критериями по учету фактов корректировки декларации на товары, по оценке финансовой устойчивости участников ВЭД и уклонения от проведения фактического контроля, такие случаи, к сожалению, тоже имеют место быть при экспорте товаров.
Критерий, который предусматривает корректировку деклараций на товары – здесь речь идет о КДТ, инициированных декларантами в связи с выявлениями после выпуска ошибок или небольших недостоверных сведений. Соответственно, мы планируем учитывать долю таких деклараций с КДТ от общего количества у участников ВЭД деклараций на товары. По данному критерию мы не будем учитывать корректировки, когда есть особенности декларирования, неполное, периодическое, временное таможенное декларирование. Мы понимаем, что в данном случае это предусмотрено законодательством и не будем учитывать корректировки, связанные с восстановлением тарифных преференций, применения льгот по уплате таможенных платежей, когда было отложенное определение таможенной стоимости, то есть все эти факторы учитываются.
Если говорить про критерий по финансовой устойчивости, то мы считаем, что компании с хорошей финансовой устойчивостью могут получить дополнительную положительную характеристику в рамках проведения категорирования. Здесь важно отметить, что, данный критерий не предъявляет какие-либо требования по финансовому состоянию, он лишь оценивает его, что является нормальной, общепринятой практикой, например, в рамках проведения аудита.
В целом, данные изменения, на наш взгляд, за счет расширения оцениваемых аспектов деятельности, позволят повысить точность и корректность определения категорий выбора риска участников ВЭД, что позволит еще больше снизить административно-контрольную нагрузку на наиболее добросовестных субъектов внешнеторговой деятельности.
Действительно, за последние годы мы проделали большую работу по оптимизации нашей системы управления рисками и подходов категорирования, цифры говорят сами за себя, то есть наш главный тренд – это реальное снижение охвата проверками, выборочность, максимальная прицельность контроля. Такая задача у нас четко прописана в стратегии развития таможенной службы и мы планомерно движемся в этом направлении.
Большое спасибо!»