Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса

Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса
Сергей Владимирович Шкляев, заместитель руководителя ФТС России
г.

Стенограмма выступления. Международный таможенный форум 2024, 29-30 октября 2024 г.

«Добрый день, уважаемые друзья, товарищи, коллеги и все, кто присутствует на нашем круглом большом столе! Здесь сегодня собрались специалисты высокого уровня, при этом мне очень важно, что здесь есть представители бизнес-сообщества, которые в разных ассоциациях состоят, но с большим вниманием, тишина такая стоит, что все заинтересованы. Действительно, Юрий Михайлович Ковалёв поднял самую острую проблему (Прим. Альта-Софт: см. доклад Ковалёва Ю.М.), которая в принципе на сегодняшний день в этом институте пока имеет место быть.

Те вопросы, которые мы с вами год назад обсуждали, они двигаются. Быстро или медленно - дадите оценку, наверное, вы, в первую очередь, представители бизнес-сообщества, но движение вперед точно там есть. Несмотря на то, что мы готовились формате доклада, я перестрою свое выступление и пойду от обратного, пойду с тех вопросов, которые поставил Юрий Михайлович. Это моя субъективная позиция. Мнений может быть много и разных, но вот два момента, которые поднимает Юрий Михайлович, два пути решения проблемы по урегулированию возможности ввоза.

Торгово-промышленная палата - наделение полномочиями, предрешения. При этом, я бы не сбрасывал ни один, ни второй путь решения данного вопроса, потому что предварительные решения будут распространяться не только на предлагаемый механизм ввоза, в рамках товаров, которые включены в перечень, утвержденный Постановлениями № 2240 или № 718, но и другие товары. То есть, предварительные решения - это институт. Поэтому нельзя сейчас говорить, что он будет распространяться только на эту категорию товаров. Он будет распространяться на все, следовательно, исхожу из того, что этот инструмент имеет место быть. Абсолютно правильно Юрий Михайлович отметил, сегодня мы находимся в дискуссии. Мы двинулись вперед (самое главное по этому институту), и единственным проблемным вопросом, который остается для нас (как раз как наша тема звучит «Сопряжение интересов государства и бизнеса») – найти вот эту точку соприкосновения достаточности того пакета документов, который будет предоставляться для получения этого предварительного решения. В основе я, например, слышу аргумент сейчас о том, что невозможно представить документ из вот этой страны. Хорошо, давайте искать дальше пути соприкосновения и, возможно, опять же, исходить из того, по каким товарам мы можем четко однозначно идентифицировать, для того чтобы, например, признать документ, выданный в этой стране, но в третью, куда вы изначально или через которую вы изначально транзитировали свой груз. Условно из Италии Вы повезли в Шри-Ланку. То есть мы сначала везем в третью страну – в Турцию, Шри-Ланку, Египет (дружественную нам страну), следовательно, сертификат в ту страну точно есть. Теперь вопрос – идентификация однозначная того товара, который там указан с тем товаром, который уже приедет из этой третьей страны (из Шри-Ланки или из Египта, или еще из какой-либо страны). Вот над этим давайте подумаем. Возможно для этих целей можно сделать исключение (при условии однозначной идентификации), что будет прописано в сертификате, например, VIN (я беру сейчас какие-то комплектующие, трактора, бульдозеры и так далее). Вот VIN указан в американском сертификате на ОАЭ или на Египет, значит мы смотрим, сопоставляем VIN, у нас сопоставляется – принимаем. 

Вариант решения данного вопроса готовы обсуждать, но именно при условии однозначной идентификации. Если нет условий, то нет разговора. Потому что, еще раз подчеркну, этот инструмент будет пользоваться не только для этих категорий товаров, а всецело. Поэтому мы должны смотреть широко и системно. Это первый мой ответ на предложение по предварительным решениям. Это достаточно хороший инструмент. 

Коллеги, второй инструмент. Вот не соглашусь о том, что мы ничего не сможем сделать с точки зрения полномочий Торгово-промышленной палаты. Категорически не соглашусь. Простое обоснование. Да, сегодня у нас есть Таможенный кодекс, есть Договор, полностью с этим согласен. Но мы живем в других геополитических условиях. Мы – я имею ввиду Российскую Федерацию. И в данной ситуации я просто беру и показываю вам, коллеги, у меня таких примеров, с точки зрения постановлений Правительства, как ответная мера на недружественные действия достаточно много. Подчеркиваю, что вводить ответную меру – это право Российской Федерации. И здесь Юрий Михайлович говорит, Сергей Владимирович, мы не можем привести бульдозера из Америки, потому что на них распространяются санкции. А что тогда не как ответная мера ровно на те же недружественные действия США, мы говорим: «Окей, ребята, наделяем нашу Торгово-промышленную палату постановлением Правительства о том, что она уполномочена на основании комплекта документов, которые еще раз (вот здесь очень важно) будут достаточными для принятия или подтверждения происхождения, что это из Америки. Никто не мешает. Нормативно-правовая база, указ Президента, федеральный закон нам такие основания дает. Я готов обсуждать эти вопросы, но это очень важно, чтобы в нынешних геополитических условиях у бизнес-сообщества была возможность ввоза. Это достаточно стратегические товары, это может затрагивать действительно определенные кластеры промышленности, нефтегазовую промышленность, сельское хозяйство. Поэтому мы должны к этому относиться абсолютно все – и государственный орган, и бизнес-сообщество в правильном подходе и с точки зрения соприкосновения нахождения этой очень сложной золотой середины.

Я приведу еще один пример, который могут коллеги воспринимать по-разному. У нас есть Договор, есть Решение ЕЭК по товарам. Например, радиоэлектронные средства, содержащие те же ноутбуки, компьютеры, средства шифрования криптографии. Что у нас сказано правом Союза? Ввозить можно только если процедуры нотификации прошли заводы-изготовители. Мы столкнулись с тем, что заводы-изготовители ушли, побросали все и сказали «не будем мы проходить». Cisco, например, американская компания. Все, мы ушли с вашего рынка, мы с вами не работаем, мы нотификации не пройдем. Ответная мера – постановление Правительства, наделение уполномоченной ассоциации, не Торгово-промышленную палату, а ассоциации правом на прохождение процедуры нотификации. Все, коллеги получают такие полномочия, подают пакет документов в центр лицензирования ФСБ, происходит регистрация этой нотификации, и дальше бизнес-сообщество спокойно уже ввозит эту категорию товаров. Я подчеркиваю, это как ответная мера, как мера, принятая в качестве поддержки бизнес-сообщества в непростые геополитические условия. Поэтому говорить о том, что невозможно Торгово-промышленную палату наделить полномочиями, я категорически не согласен. Наоборот, это был бы даже сейчас такой флаг, когда Торгово-промышленная палата смогла бы поднять и сказать: «Мы за поддержку бизнес-сообщества в Российской Федерации в трудные моменты». При этом Торгово-промышленная палата – это не организация, она не попадет ни в какие санкционные перечни. Нормальный инструмент для решения данного вопроса. Но кто-то должен выходить с этой инициативой. Будет ли это бизнес-сообщество, мы готовы в данной ситуации поддержать. Поэтому, когда это предложение рассматривалось Федеральной таможенной службой, мы точно высказались за то, что этот механизм можно рассматривать как один из вариантов решения. Мы не снимаем с себя той работы, которую проводим по предварительным решениям, готовы вместе с вами здесь взаимодействовать, искать точки. Я сегодня услышал, что невозможно предоставить сертификат, давайте еще раз поработаем над исключениями и, возможно, пропишем для таких случаев просто отдельными исключениями, как вариант решения данного вопроса. 

Это о той проблематике, чтобы снять остроту, что Федеральная таможенная служба в стороне находится. Нет, мы здесь, мы с вами и мы стараемся максимально друг друга услышать в этой серьезной обстановке, которая имеет место быть.

Теперь по текущей ситуации. Если говорить о той работе, которую мы с вами проводили год назад и сейчас ее активно проводим, я могу просто доложить о результатах, которые были сделаны в текущем году и в начале прошлого года. Коллеги отметили, да, действительно знаковым событием у нас (если мы говорим об экспорте) – является подписание Соглашения «О гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза». Отмечу два основных блока. В рамках подписанного соглашения.

Первое – выдача сертификатов в едином порядке. То есть мы определили единый порядок для выдачи сертификатов, что очень важно. И, самое главное, мы закрепили возможность применения электронных баз данных. То есть ту работу, которую мы озвучивали и планомерно ведем с коллегами – это все-таки продолжение перевода в электронный формат всех абсолютно документов, которые могут быть представлены при совершении таможенных операций. Одним из документов – это сертификат о происхождении. Здесь Управление товарной номенклатурой ФТС России, действительно, на протяжении длительного периода времени проводит эту работу, в том числе в рамках двухсторонних соглашений.

Очень важно, действительно такой вот параллельный институт появился у нас, как в качестве внесения изменений в Кодекс – это институт уполномоченного экспортера. Достаточно сказать только одно – что нам придется с вами, опять же, находить новые подходы по применению этого института. Но возможность уже экспортерами принимать самостоятельно декларации о происхождении – это серьезный шаг вперед, который влияет на скорость совершения таможенных операций, на время совершения таможенных операций, и исключает дополнительные финансовые издержки. Мы это говорили и будем говорить. Это как обратная сторона клиентоцентричности. С другой стороны, что нам, таможенным органам, придется дорабатывать и программные средства, и, соответственно, вносить изменения в классификаторы, в виды документов. То есть эту работу мы будем формировать уже, надеюсь, в 2025 году.

Еще очень важный вопрос – это постановления № 311, № 312. Они затрагивают достаточно широкий круг бизнес-сообщества. Мы со своей стороны отмечаем следующее – безусловно, мы в первые дни с Минпромторгом столкнулись с тем, что как только вышли постановления, мы проводили ряд больших семинаров с коллегами, пытались рассказать, какие есть возможности для того, чтобы вывести товары российского происхождения вместе с Торгово-промышленной палатой это делали, разъясняли какие документы могут быть использованы для этого. Но все это, в любом случае, сталкивалось со временем. Нужно было идти получать эти документы, предоставлять в таможенный орган. Упростили и обеспечили автоматизированную возможность получения из Торгово-промышленной палаты абсолютно все эти документы в рамках реализации постановлений №311 и 312. Сейчас все документы предоставляются в электронном виде. Участнику достаточно номер указать. То есть это такой серьезный шаг, который мы также обеспечили. Да, безусловно, у нас есть опыт, но перестроить бизнес-процесс – это тоже время, тоже к этому нужно было подойти. Во-первых, для нас и для Торгово-промышленной палаты это дополнительные финансовые издержки, которые тоже были финансово ощутимы. То есть помимо бизнес-процесса, это дальнейшая техническая реализация тех моментов, которые связаны с автоматизацией, сделаны Федеральной таможенной службой и Торгово-промышленной палатой. Я здесь коллегам благодарен за то, что мы шагнули в этот момент.

Преференциальный-преференциальный товары. Подход следующий: что было сделано? Первое: услышали бизнес, ушли от оригиналов документов. Дали возможность предоставлять копии документов. Мало того, упростили порядок заполнения этих документов. То есть я сейчас скажу общими скажу моментами, что на сегодняшний день проведена достаточная работа, которая позволяет существенно упростить для бизнеса получение, для нас, соответственно, возможность отработки этого документа, а для вас еще и представление этого документа, то есть не оригинала, а достаточно копии. Это касается причем как не преференциальных, так и преференциальных товаров.

Система верификации. Главный момент - Управлением товарной номенклатуры ФТС России действительно проводится серьезная работа, коллеги обеспечивают двухсторонние встречи. В рамках двухсторонних встреч мы выносим абсолютно всем нашим визави предложение о том, чтобы обеспечить информационное взаимодействие и возможность передачи в электронном виде таких сертификатов от уполномоченных органов, которые их выдают. Подписаны ряд соглашений со странами, такими как Египет, Мьянма, Сирия, Куба, Пакистан. Египет и Пакистан заработали, соответственно, в ближайшее время ожидаем еще наших коллег из Кубы и Сирии. Но понятно, что сами страны менее востребованы с точки зрения бизнес -сообщества, поэтому у нас есть страны опорные, на которые мы сосредоточены, в том числе страны и дружественные нам. Эта работа в обязательном порядке параллельными треками будет проводиться. За этим будущее. Мы всегда говорим, три основных документа, сдерживающих, которые представляются в оригинале сегодня, это сертификаты кимберлийского процесса, сертификаты СИТЕС и сертификат происхождения. Основная наша задача на сегодня – это обеспечить полноценный перевод этих документов в электронный вид. Если в Российской Федерации мы это сделали, опять же благодаря коллегам из Торгово-промышленной палаты, то непосредственно в других странах мы эту работу ведем планово, подчеркиваю еще раз, с опорными, с дружественными на постоянной основе. Все типовые проекты двухсторонних соглашений направлены, и мы выносим эти вопросы на Межправкомиссии, в обязательном порядке обсуждаем с нашими коллегами. Да, это дискуссии, это достаточно длительные вопросы, потому что, еще раз отмечу, что они также затрагивают и финансовую сторону, и уязвимость конфиденциальных данных. Здесь вопрос стоит очень остро, не все сразу соглашаются на организацию такого информационного взаимодействия.
Благодарю за внимание.»


Следите за новостями в удобном формате:

  • Просмотры 414
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha