Ставки доставки контейнеров из Китая в Москву, по оценкам участников рынка, к декабрю 2024 года увеличились вдвое к аналогичному периоду прошлого года и сейчас в среднем находятся в диапазоне $8–9 тыс. за 40-футовый (крупнотоннажный) контейнер, рассказали РБК участники транспортного рынка. На это повлияли: рост ставок выдачи контейнеров в Китае, увеличение оборота вагона (времени от его погрузки до следующей погрузки. — РБК), спроса со стороны грузоотправителей в предновогодний период, а также увеличение тарифной нагрузки.
Приведенные участниками рынка, опрошенными РБК, расценки подтверждают и в Центре ценовых индексов (ЦЦИ): там отмечают, что такого уровня — в среднем $8,6 тыс. (против $5,5 тыс. в декабре 2023 года) — ставки достигли еще в августе, а во время пикового периода в октябре (из-за длинных праздников в Китае контейнеры к российскому Новому году отправляются в октябре) превышали $9 тыс. Резкое повышение стоимости железнодорожных перевозок из Китая в Россию пришлось на лето этого года, говорит Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ. Оно объясняется ростом морского фрахта и дефицитом контейнеров в Китае, вызванного кризисом в Красном море, инфраструктурными проблемами на погранпереходах, дисбалансом экспортно-импортных потоков, увеличением Китаем железнодорожных контейнерных перевозок до Европы.
Следствием роста ставок стал ряд проблем, наблюдаемых в течение года, указывает Андрей Есин, директор филиала ILC в Шанхае. Среди них — дефицит свободных контейнеров в железнодорожных перевозках, заторы на погранпереходах, урезание расписания со стороны «Казахстанских железных дорог» и сложности с расчетом за логистические услуги из России. В морских грузоперевозках ситуация усугубилась «дополнительными трудностями» с отгрузкой контейнеров с Дальнего Востока. Это связано с низкой эффективностью подачи фитинговых платформ и осложнениями при перегрузке с полувагонов на платформы в центральных регионах страны.
Какая ситуация на погранпереходах
Скопление контейнеров с импортом в ожидании перегруза на колею 1520 наблюдается на всех ключевых сухопутных погранпереходах, через которые грузы отправляются в Россию, сообщает представитель FESCO. По его словам, основная причина «вновь» заключается в сильном дисбалансе импортно-экспортных потоков.
Ситуация на пограничных железнодорожных переходах «оставляет желать лучшего», сроки перегруза выросли в 2–3 и более раз, говорит Гаспарян. «Хуже всего» сейчас справляется пограничный переход Эрлянь, где существенные сложности с отправкой прямых поездов на Европу и невозможность обработать большое количество контейнеров одновременно. С этим соглашаются в FM Logistic. Тяжелая ситуация сохраняется и на переходах Казахстана — здесь в ожидании перегруза находятся около 5 тыс. контейнеров. «В среднем срок перегруза контейнеров на железной дороге составляет 16–25 суток. Причины таких задержек — это дефицит локомотивов, введение конвенций на движение поездов в сторону некоторых железнодорожных терминалов из-за их перегруженности», — поясняет Гаспарян.
По данным ModernWay, контейнерные пробки наблюдаются на всех железнодорожных погранпереходах, через которые доставляется китайских импорт в контейнерах. Наиболее сложное положение на погранпереходах в Забайкальске и Монголии — ожидание составляет порядка 20–25 дней. Немногим лучше ситуация в Достыке и Алашанькоу, там в среднем ожидание составляет порядка 17–20 дней, говорит Ольшанский. Алина Чепурная, ведущий специалист операционного отдела NOVELCO, отмечает, что сейчас ситуация с погранпереходами «немного улучшилась», часть грузов вышла по России к конечному потребителю, перегруз занимает не более 21 дня против месячных заторов в августе—октябре.