24 июля 2013 г. в ФТС России состоялся круглый стол в формате видеоконференции на тему «Актуальные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Настоящее и перспективы». Мероприятие проходило с участием должностных лиц центрального аппарата ФТС России, Северо-западного, Южного и Дальневосточного таможенных управлений, а также представителей бизнеса.
И.о. первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Сергей Алексеевич Амельянович в своем докладе подчеркнул, что основополагающим принципом ускорения проведения таможенных операций в морских портах и одним из условий оформления судов без выхода комиссии на борт (бескомиссионное оформление) является наличие предварительной информации (ПИ), представляемой в таможенные органы, осуществляющие контроль в морском порту. Благодаря заранее представленной ПИ таможенные органы могут осуществлять ряд необходимых операций еще до захода судна в порт. Прежде всего, таможенный инспектор может принимать решение о документальном контроле судна, не поднимаясь на борт. Так, по данным за первый квартал 2013 г. среднее время совершения таможенных операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, тогда как при документальном контроле время сокращается до 35 минут.
Предварительная информация также может быть использована для автоматизации процесса совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а в дальнейшем в целях применения системы управления рисками.
С.А. Амельянович коснулся специфики подачи морской ПИ. Так, судовладелец обладает объемом сведений, который недостаточен для проведения полноценного таможенного контроля и совершения всех необходимых операций. Поэтому основной принцип предварительного информирования на морском транспорте – совмещение информации, которой обладает перевозчик, с той информацией, которой обладает грузополучатель. И, соответственно, передача этой информации таможенным органам для совершения всех контрольных операций.
Возможность совместной работы всех заинтересованных лиц при формировании ПИ предоставляют решения, разработанные компанией «Альта-Софт», о преимуществах которых в ходе мероприятия рассказал ведущий разработчик компании Андрей Владимирович Тихонов.
С мая 2012 г. морские перевозчики используют решение «Альта-Софт» для передачи предварительных сведений во Владивостокскую таможню ДВТУ. На сегодняшний день разработан WEB интерфейс для сбора информации о коносаментах от заинтересованных лиц (получателей, отправителей или брокеров). Реализована возможность подавать и редактировать данные по первичным документам на WEB-сайте, консолидировать пакет данных с WEB-сайта и подавать в таможенные органы.
По словам представителей таможни, предварительное информирование станет обязательным для морского транспорта в 2014-2015 гг.