19 августа 2014 г. состоялось внеочередное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Центральном таможенном управлении (ЦТУ). Основным вопросом на повестке дня стало введение с 1 октября 2014 г. обязательного предварительного информирования (ПИ) для товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.
Хочется отметить необычно большое количество присутствовавших представителей бизнеса на заседании совета, что свидетельствует о повышенном интересе участников ВЭД к запланированному на 1 октября событию. С вступительным словом выступил первый заместитель начальника ЦТУ Константин Александрович Галныгин. Он подчеркнул важность освещения введения обязательного ПИ на железнодорожном транспорте, а также плотной работы с участниками ВЭД и РЖД ради гладкого перехода на новую практику.
С докладом о правовых нормах, порядке представления и составе сведений, обязательных для ПИ на железнодорожном транспорте, выступила заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЦТУ Екатерина Владимировна Кузнецова. Она проинформировала присутствующих о положениях
Решения ЕЭК от 17.10.2013 г. № 196, которым вводится обязательное ПИ, особо обратив внимание на то, что наличие в железнодорожном пункте пропуска ПИ будет являться обязательным условием при ввозе товаров. Также она отметила, что главным отличием ПИ на железной дороге от ПИ на автотранспорте является срок предоставления ПИ. Так, при ввозе товаров железнодорожным транспортом ПИ таможенному органу должна подаваться грузоотправителем / грузополучателем за 4 часа до прибытия состава на железнодорожный пункт пропуска, а перевозчиком, то есть РЖД, за два часа до прибытия состава. При этом объем ПИ зависит от процедуры. Минимальный объем информации (сведения, содержащиеся в накладной и передаточной ведомости) необходим для процедуры прибытия, более широкий – для заявления процедуры транзита, максимальный – при заявлении выпуска для внутреннего потребления. Если ПИ отсутствует при пересечении границы, есть риск срабатывания Системы управления рисками и применения всего диапазона мер по минимизации рисков, включая досмотр.
Отработка реализации на практике технологии ПИ в ЦТУ происходит в экспериментальном режиме. Все возникающие проблемы и нестандартные ситуации обсуждаются, проводятся рабочие встречи для настройки новой технологии. В регионе наблюдается рост ПИ на железной дороге, но пока его объем не превышает 25%. Представитель ЦТУ отметила, что внедрение этой технологии позволит повысить взаимодействие между грузовладельцем, перевозчиком и таможней, ускорить перемещение товаров и сроки совершения таможенных операций.
Далее слово было предоставлено первому заместителю начальника Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Юрию Романовичу Сиротичу. Он рассказал, что работа по введению на железной дороге предварительного информирования таможенных органов была начата еще в 2011 году, вначале как временный порядок для экспортируемых товаров, затем в рамках
приказа ФТС России от 11.03.2013 г. № 444, утвердившего временный порядок представления ПИ при ввозе в Россию о предполагаемом перемещении товара, а также о транзите. В рамках Решения ЕЭК от 17.09.2013 № 196 активно отрабатываются необходимые программные средства. Уже начиная с 1 августа 2014 г. РЖД передает таможенным органам информацию на 17 из 26 железнодорожных пунктов пропуска. Так, в тестовом режим переданы пакеты по 1294 поездам, из них практически все были приняты ФТС России в качестве ПИ.
Но есть и существенные отличия железной дороги от автоперевозок. При перевозке железной дорогой перевозчик до прибытия на территорию ТС не имеет товаросопроводительных и коммерческих документов. РЖД, в свою очередь, как декларант транзита, и до прибытия товара, не располагает информацией о том, какая процедура будет заявляться или какие товары помещаются под выпуск непосредственно в пункте пропуска. Так, РЖД в соответствии со
ст.159 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) в качестве ПИ сейчас используются сведения из ж/д накладных и передаточной ведомости. При этом, чтобы получить эффект по сокращению сроков обработки грузов, РЖД организует электронный портал, с помощью которого грузоотправитель сможет предоставить информацию в объеме, предусмотренной
ст.182 ТК ТС. В настоящий момент отработка технологии идет в пункте пропуска Шушары. С 1 сентября 2014 года портал РЖД будет запущен в режиме тестирования для всех участников ВЭД.
Ю.Р. Сиротич также привел статистику, согласно которой из всех пакетов ПИ, которые были переданы в ФТС России, 45% составляют товары, задекларированные в ЦТУ.
На вопросы участников ВЭД о причинах необходимости внедрения ПИ на железной дороге Ю.Р. Сиротич доложил об особенностях организации товаропотоков на этом виде транспорта и об однозначной оценке позитивного накопительного (кумулятивного) эффекта на ускорение прохождения груза по железной дороге, точного планирования и сокращения времени на проведение операций в пункте пропуска.
О проделанной работе по взаимодействию с участниками ВЭД рассказал заместитель начальника управления ФТС России Шкляев Сергей Владимирович. Он упомянул про использование СУР при ПИ, разнообразие форм и методов таможенного контроля соответствия такой информации перемещаемым грузам. Также он проинформировал о большой работе, организованной ФТС России для информационной поддержки и минимизации проблем перехода на обязательное ПИ, о встречах со СМИ, размещении пресс-релизов, проведении встреч со всеми РТУ, крупными участниками ВЭД, освещении на Общественном Консультативном Совете ФТС России в июле 2014 года технологии ПИ на железнодорожном транспорте и готовности таможенных органов к ее внедрению. Сергей Владимирович доложил о предпринятых таможенной службой шагах, связанных с информированием и подготовкой к внедрению обязательной ПИ на российско-китайской границе, где перемещение железнодорожных грузов осложняется различиями в размерах колеи в наших государствах, что ведет к необходимости перегрузки вагонов. В целях минимизации проблем и максимального информирования китайских партнеров была проведена встреча с участием начальника управления ФТС России Дмитрия Борисовича Жукова, китайских таможенников, чиновников иных ведомств, а также участников ВЭД Дальневосточного региона. По результатам этой встречи Министерство транспорта Китая взялось довести информацию об обязательном представлении ПИ на железнодорожном транспорте до китайских предпринимателей.
После завершения основных докладов было много вопросов от присутствовавших на совете представителей бизнеса, на которые подробно и обстоятельно отвечали таможенники и представители РЖД.
Наиболее интересным был вопрос представителя Осколольского металлургического комбината о том, предусматривается ли уточнение ПИ, если после ее регистрации на портале грузовладелец получает уточненную информацию о грузе. С.В. Шкляев объяснил, что в подобной ситуации потребуется сформировать и зарегистрировать на портале новый пакет ПИ, получить новый уникальный штрихкод, причем такие уточнения должны быть зарегистрированы как минимум за 2 часа до прибытия поезда на пограничный пункт пропуска.
На Совете также выступали представители пограничных таможен ЦТУ, а именно Белгородской, с докладами о готовности таможенных органов к практическому внедрению новой обязательной технологии, о тестовых испытаниях на своих таможнях, об объемах добровольного ПИ во вверенных им таможенных органах. Также представители руководства таможен и постов осветили общие проблемы, которые удалось выявить при тестировании и опытном применении данной технологии. К таким проблемам можно отнести нарушение перевозчиками сроков предоставления ПИ, а также предоставление неточной информации. Кроме того, начальник службы организации таможенного контроля Белгородской таможни отметил существенное увеличение декларирования товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в регионе деятельности таможни: рост товаропотока в июне составил 48% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом наблюдалось небольшое снижение объемов предварительного декларирования железнодорожных грузов. В целом объемы добровольного ПИ в таможне невелики и составили в августе 13,5%. Основными причинами такого незначительного количества ПИ, как полагает таможня, является отсутствие ПИ при прибытии груза и необходимость внесение всех дополнительных сведений в систему вручную силами представителей ТБЦ (таможенный представитель ОАО «РЖД»), а также минимальный состав информации от иностранного перевозчика, неэффективность взаимоотношений перевозчика и отправителя. Помимо этого, применение технологии ПИ осложняется из-за незначительных временных промежутков при перемещении консолидированного, например, в Харькове, груза, который через час уже оказывается в российском пункте пропуска. Представитель таможни особо обратил внимание присутствующих на достижение эффекта от внедрения обязательного ПИ только в том случае, если такая информация будет заявлена на весь поезд. Для этого нужна консолидация усилий таможенных представителей и грузовладельцев. В противном случае неизбежны отцепки вагонов, затраты на проведение маневровых операций, задержки поездов, сокращение грузооборота. Решить эту проблему, по мнению таможни, можно формированием на портале РЖД пакета ПИ, самостоятельно или через таможенного представителя.
Руководством ЦТУ в качестве положительного примера по внедрению технологии ПИ были приведены данные по Сибирскому таможенному управлению о добровольном 100% представлении ПИ на компанией «Трансконтейнер», которая позволила существенно ускорить время на проведение таможенных операций.
О ситуации с отработкой технологий ПИ на Брянской таможне доложил начальник Фокинского таможенного поста этой таможни Толочный Игорь Александрович. Он рассказал о комплексе мероприятий, которые проводились с января 2014 года во взаимодействии с пограничниками и представителями РЖД. С 6 марта 2014 года, когда было принято решение о включении поста в пилотный проект по ПИ, проводятся постоянные совещания с представителями станций и участниками ВЭД, установлены видеокамеры для контроля за прибытием поездов. РЖД и ТБЦ получают информацию о номере поезда, количестве транспортных средств и представляют расширенные сведения в XML – формате. Далее производится сверка информации с проездными документами и получение идентификатора ПИ в виде уникального штрихкода. Такая постоянная плотная работа с участниками ВЭД уже сейчас показала отличные результаты. На сегодняшний день уже 66% грузов перемещаются с представлением ПИ. Сведения, заявленные в качестве ПИ используются для оформления транзитной декларации, что существенно сокращает сроки таможенного оформления процедуры.
В настоящее время таможенники не видят предварительно принятое таможенной системой управления рисками решение о необходимости проведения форм таможенного контроля - тестовый режим пока не позволяет существенно сократить логистические издержки. Но при полномасштабном внедрении этой технологии ожидаются впечатляющие результаты.
Интересным оказался вопрос Богатырева Александра Александровича, представителя ОАО «Металсервис», который рассказал о действиях Белгородской таможни по информированию участников ВЭД и задал вопросы о возможных механизмах реализации ПИ самостоятельно, без посредников и дополнительных затратах. У компании есть электронная подпись и статус уполномоченного экономического оператора (УЭО), и она хотела бы узнать о возможностях подачи ПИ напрямую таможенным органам. Компания высказала пожелания, чтобы подобная подробная инструкция была опубликована на портале РЖД. В некоторых случаях еще одной проблемой является невозможность внести информацию о таможне назначения из-за отсутствия в базах данных таможенных органов временных зон таможенного контроля и постоянных зон таможенного контроля, созданных для УЭО.
Резюмируя обсуждение первого и основного вопроса повестки дня внеочередного заседания совета следует отметить большую работу, проводимую таможенными органами и РЖД, направленную на подготовку к внедрению обязательного ПИ на железнодорожном транспорте.
Некоторые проблемы еще не решены: все еще не работают порталы ФТС России и РЖД для представления ПИ таможенным органам. Однако время для внедрения этих технологий еще есть, и, мы надеемся, все проблемы будут своевременно решены.
Для более полного освещения данного нововведения в ближайшие время мы планируем организовать встречу с представителями ОАО «РЖД» и ТБЦ, на которой постараемся детально разобраться в технологиях, возможностях и особенностях представления ПИ в таможенные органы в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом.