Законопроект о налоговой льготе для владельцев автомобилей массой более 12 тонн принят депутатами Государственной думы в первом чтении, сообщает официальный сайт нижней палаты парламента. В соответствии с поправками в Налоговый кодекс собственники грузовиков, зарегистрированные в системе "Платон", смогут платить в бюджет транспортный налог в меньшем размере. Выплаты по транспортному налогу уменьшаются на ту сумму, которую владелец фуры уплатит в качестве взноса в систему "Платон" за налоговый период.
Для организаций норма будет применяться, учитывая налоговый период, начинающийся с 1 января 2016 года. Для физических лиц - с 1 января 2015 года. Период действия льготы ограничен 2019 годом. За это время планируется разобраться в механизме ее действия и правоприменительной практике.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с владельцев транспортных средств массой свыше 12 тонн взимается транспортный налог.
В связи с введением платы финансовая нагрузка на владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, существенно возрастает, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет Российской Федерации два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования.
Как следует из финансово-экономического обоснования к поправкам в Налоговый кодекс, принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов по транспортному налогу в сумме 8,7 млрд. рублей. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
"Платон" — российская система сбора платы за проезд по федеральным автодорогам грузовиков предельной допустимой массой с грузом 12 тонн и выше в счет возмещения вреда, наносимого ими автодорожной инфраструктуре. Сбор платы начался 15 ноября 2015 года. Тариф за проезд взимается по предоплате и рассчитывается, исходя из пройденных грузовиком километров по федеральным трассам, считываемых бортовым транспондером или с помощью маршрутной карты, в которой перевозчик заранее определяет маршрут следования. Ставка составляет 1,53 руб./км.
Система контроля полностью развернута по плану и работает в автоматическом режиме. На федеральных дорогах России курсируют 100 машин мобильного контроля. Также установлено 20 рамок стационарного контроля в Московской и Калужской областях. Всего к концу будущего года будет оборудована 481 такая конструкция.
Все данные о нарушителях и фактах неоплаты в автоматическом режиме система собирает и обрабатывает со всех средств фиксации правонарушений. Она определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото- и видеофиксации.
Действие законодательства распространяется на 50 тыс. 774 км федеральных автодорог России. Планируется, что платежи с "12-тонников" в перспективе будут приносить в Федеральный дорожный фонд около 40 млрд руб. в год (около 20 млрд в 2016 году). Полученные средства Росавтодор намерен инвестировать в проекты по развитию автодорожной инфраструктуры, в том числе, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. По состоянию на 1 июня через систему "Платон" в Дорожный фонд собрано около 8,4 млрд рублей.