Совет Федерации одобрил федеральный закон, вносящий изменения в 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Одобренный парламентом комплекс мер направлен, прежде всего, на снижение административного давления на бизнес, призван уменьшить количество необоснованных проверок, повысить прозрачность работы и требований контрольных органов.
Одна из наиболее ожидаемых представителями бизнеса новаций - исключение из действующего закона положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Новая редакция обязывает контрольно-надзорные органы обосновать установление законодательством РФ обязательности применения конкретных актов советского периода.
Вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов.
Вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов), с помощью которых может быть ограничен предмет проверки. Их применение упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств.
Закон закрепляет институт профилактических мероприятий. С его вступлением в силу каждый контрольно-надзорный орган будет обязан:
• размещать на официальном сайте исчерпывающий перечень обязательных требований при проверках хозяйствующих субъектов,
• рекомендовать мероприятия по соблюдению обязательных требований,
• своевременно информировать деловое сообщество об изменениях правового регулирования,
• проводить регулярные обобщения и добиваться единства контрольно-надзорной практики для применения единых подходов в работе своих территориальных подразделений.
Новый закон также вводит и регламентирует проведение осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мероприятий по контролю, что позволит снизить количество проверок как наиболее затратной для органов власти и хозяйствующих субъектов формы осуществления контрольно-надзорной деятельности, усилить роль профилактических мероприятий.
Закон устанавливает возможность проведения и такого мероприятия по контролю, как контрольная закупка, когда инспектору необходимо проверить соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности под видом клиента (потребителя услуги или товара).
Для обеспечения отслеживания контрольно-надзорными органами признаков нарушений обязательных требований и превентивного реагирования, введена возможность использования соответствующими ведомствами индикаторов риска для отдельных видов государственного контроля (надзора). Это новый для большинства видов государственного контроля (надзора) инструмент, который предполагает определение признаков, обнаружение которых у проверяемого субъекта свидетельствует о высокой вероятности наличия нарушений. При обнаружении признаков нарушений у контролера появится право направлять предостережение, выполнение которого позволит хозяйствующему субъекту избежать возможной проверки.
Закон также предусматривает составление перечней видов федерального, регионального и муниципального контроля. С их помощью впоследствии будет проведена систематизация видов контроля как в целях их оптимизации, так и для обеспечения доведения информации до предпринимателей обо всех видах контроля, которые могут их затронуть.