Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает обязать стивидоров публиковать в интернете перечень услуг и тарифы, а также технические возможности портов. Соответствующий проект постановления правительства размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проект документа утверждает правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах. Так, стивидоры не смогут отказать в предоставлении услуг, если есть свободные мощности портов. Также стивидоры должны будут обеспечивать равные условия доступа к инфраструктуре и услугам для всех клиентов.
Проект постановления предполагает, что стивидоры будут обязаны предоставлять публичный доступ к перечню услуг и ценам (тарифам, сборам) на официальном сайте в сети интернет.
Кроме того, информация о возможных объемах оказания услуг, технических возможностях их предоставления, нормативной пропускной способности морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов и транспортных терминалов, в том числе с детализацией по схеме и графику использования объектов инфраструктуры, должна быть доступна для пользователей, указывается в материалах.
Субъект естественной монополии обязан не допускать отказов в заключении договоров с отдельными пользователями в пределах технической возможности портов (он не вправе отказать пользователям услуг в оказании услуг и доступе к объектам инфраструктуры порта при наличии у них технической возможности оказания таких услуг), не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного или нескольких пользователей по сравнению с другими пользователями при оказании услуг в портах и транспортных терминалах и доступе к объектам инфраструктуры порта, а также проводить единую ценовую политику.
Кроме того, услуги в портах должны будут предоставляться на основании заявок, которые пользователи будут размещать на информационном ресурсе субъекта естественной монополии в интернете. Стивидоры должны вести реестры заявок на заключение договора об оказании услуг в портах и доступе к объектам инфраструктуры.
Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщал, что ведомство обсуждает возвращение к тарифному регулированию в портах РФ из-за резкого роста тарифов и установления их в валюте. Процесс дерегулирования тарифных ставок в портах начался в 2010 году.
В то же время, Минтранс выступил против возврата к регулированию тарифов российских морских портов. Замминистра транспорта и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский отметил, что установление рублевого тарифа несет риски курсовых разниц.
Стивидорные услуги - работы, связанные с осуществлением погрузочно - разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.