Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин рассказал об экспортной политике компании в 2016 г. Если в 2015 г. 25% машин уходили в дальнее зарубежье, а 75% – страны СНГ, то в этом году все поменялось: в страны СНГ отправляется 30% машин, а в дальнее зарубежье – 70%, отметил он.
По словам С. Когогина, сегодня экономический кризис наблюдается практически во всех странах СНГ. Поэтому пришлось срочно переориентировать экспорт. Если раньше строчку номер один в рейтинге поставок занимал Казахстан, то в этом году лидирует Вьетнам, а на втором месте – Куба.
Компания рассматривает возвращение в ближайшее время на вьетнамский рынок. В производстве пока нет необходимости, потому что правительство страны изменило правила таможенных сборов с полнокомплектных автомобилей и СКД. Оказалось, что полнокомплектные машины завозить выгоднее, чем производить на месте. Но завод во Вьетнаме сохранен, работает устойчиво, с прибылью. Сегодня предприятие, в основном, занимается ремонтом автомобилей и горно-шахтного оборудования. КамАЗ является самым крупным акционером этого завода. Как только российское Правительство и Вьетнам подпишут соглашение о зоне свободной торговли, у компании появится возможность возобновить и производство машин, пояснил С. Когогин.
Что же касается Индии, где у КамАЗа также имеется сборочное производство, там все сложнее. Законодательство страны, особенно трудовое, довольно сложное. Даже если выигрываешь суд, не факт, что решение будет исполнено. Болезненно прошел процесс развода с партнером, но теперь КамАЗ является стопроцентным акционером компании в Индии. Рынок этой страны по-прежнему остается важным, там продана не одна тысяча автомобилей. На данный момент группа инженеров закончила разработку и сертификацию Камазов под требования индийского рынка, промышленная партия уже выпущена.
Сергей Когогин отметил программу поддержки экспорта: автогигант теперь не в одиночку несет риски на различных рынках, а вместе со страховой компанией ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций). Поскольку риски минимизированы, КамАЗ может предлагать клиентам не только продукт, но и финансирование. Во многом это помогает быстро переориентировать экспорт на другие страны Африки, Азии и Арабского мира.