В г. Женеве успешно состоялся первый Обзор торговой политики Российской Федерации (ОТП России, обзор) во Всемирной торговой организации. Российскую делегацию возглавил директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков.
Занимая место в первой двадцатке стран по доле в мировой торговле, Россия проходит обзор своей торговой политики раз в четыре года.
Основой для проведения ОТП России являются Доклады о российской экономике и торговой политике, подготовленные российской стороной и Секретариатом ВТО по итогам практически годовой работы и двух недельных раундов консультаций с экспертами российских министерств и ведомств, а также Евразийской экономической комиссии и Банка России.
Обзор является одной из важнейших функций ВТО (наряду с многосторонними торговыми переговорами и разрешением споров), который, в первую очередь, позволяет самому члену ВТО посмотреть на проводимую им торговую и экономическую политику «со стороны» и получить ее оценки и комментарии стран-партнеров.
На момент начала процедуры обзора Российской Федерации было задано более 750 вопросов, поступивших от 33 членов ВТО, которые затрагивали различные аспекты регулирования, начиная от политики импортозамещения до эффективности участия в ЕврАзЭС.
Перед проведением самого заседания в Женеве Россия предоставила в Секретариат ВТО письменные ответы более, чем на 600 из них. Примерно на треть от этого числа Российской Федерации еще предстоит ответить, так как от некоторых членов вопросы еще продолжают поступать. У Российской Федерации есть еще месяц для ответов на оставшиеся вопросы, после чего обзор российской торговой политики формально завершится.
В ходе заседания с заявлениями выступило порядка 55 членов ВТО, что является показателем значительного интереса, проявляемого членами организации к торговому режиму России.
Большинство стран дали объективную и взвешенную оценку, указывали на грамотный подход к ответам на внешние и внутренние экономические вызовы, среди причин которых члены ВТО называли падение доходов от экспорта энергоносителей, незавершенность структурных реформ экономики, введенные против России торговые ограничения и российские ответные меры. Некоторые члены отметили, что в условиях экономического кризиса действия Правительства России были сфокусированы в основном на мерах налогового стимулирования, введения Банком России плавающего курса рубля и политики импортозамещения. При этом, в то время как первые два инструмента были оценены членами положительно, некоторые делегации поставили под вопрос экономическую целесообразность политики импортозамещения и ее соответствие нормам ВТО.
Среди других проблемных, с точки зрения некоторых стран ВТО, вопросов - нетранспарентность функционирования ЕАЭС, субсидирование, в том числе в энергетическом секторе, доминирующая роль госкомпаний в экономике страны и подавление конкуренции на соответствующих рынках, применение СФС мер без научных обоснований, ограничения транзита в отношении отдельных товаров из отдельных стран.
По мнению некоторых членов ВТО, наличие передовых знаний в области технологий, высокий уровень образования граждан и доступ к природным ресурсам создают для России серьезные конкурентные преимущества.
Дана высокая оценка активной позиции России в ВТО, выполнения принятых обязательств и значительный вклад России в развитие многосторонней торговой системы, особенно при согласовании Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Кроме того, отмечена успешно проводимая политика либерализации торговли, и реформ, направленных на диверсификацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности российского рынка, совершенствование законодательного регулирования, а также эффективное участие в процессах региональной интеграции, включая функционирование ЕАЭС.
В качестве основных выводов, которые были сделаны как членами, так и Секретариатом ВТО по итогам обзора, можно выделить необходимость диверсификации экономики, снижения зависимости от углеводородного сырья и роли государства в экономике. Вместе с тем, подтверждено, что в целом задача интеграции России в мировую торговую систему выполнена.
Обзор не является площадкой для урегулирования конкретных двусторонних проблем и не создает для члена ВТО обязательств, равно как и его результаты не служат основанием для обращения членов Орган по разрешению споров ВТО.