В России летом 2017 года будет подписана Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Ее подпишут отечественные компании, активно задействованные в этой сфере, рассказал «Известиям» первый заместитель Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) Руслан Давыдов. Для подписавших документ максимально сократят сроки прохождения таможни и количество проверок.
По словам Руслана Давыдова, подписание Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности должно кардинальным образом улучшить деловой климат в отношениях с таможней. В ходе реализации Комплексной программы развития ФТС РФ до 2020 года ФТС взяла на себя ряд обязательств перед бизнесом. Например, максимально сократить сроки прохождения таможни, количество проверок, упростить процедуры декларирования товара и обеспечить индивидуальный подход при работе с добросовестными участниками рынка.
За последние несколько лет ситуация на таможне изменилась. Например, в 2017 году по сравнению с 2013-м сроки прохождения импортных товаров через таможню сократились с 48 до 4 часов, экспортных — с 97 до 47 минут. В 2020 году, по планам ФТС, компании с хорошим послужным списком будут оформлять товар всего за 10 минут.
— Федеральная таможенная служба должна до 2020 года реализовать ряд масштабных проектов, — рассказал «Известиям» Руслан Давыдов. — Например, перевести в ближайшем будущем работу с декларациями в центры электронного декларирования — это будут фактически обособленные офисы, в которых не будет взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности. Причем организованные центры будут базироваться на федеральных площадках, что серьезно уменьшит коррупционные риски.
При такой схеме наблюдение за товарами и взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности будет осуществляться на постах контроля, где есть товар, а следовательно, и необходимость его осмотра.
По словам Руслана Давыдова, ФТС таким образом предложила бизнесу «пройти свою часть пути — попробовать «обелиться», то есть сыграть по-честному», отказавшись от провоза контрабандных грузов.
Теперь таможенники ждут от бизнеса ответного шага — подписания Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
— Появление хартии должно создать особую атмосферу, заставить бизнесменов задуматься о своей репутации, — отметил Руслан Давыдов. — Бизнесмены и компании, подписавшие этот документ, должны будут соблюдать таможенные правила. Если они их нарушат, таможенники поставят в известность других подписавших хартию, что так или иначе скажется на деловой репутации компании. В этом случае его ждет как минимум общественное порицание. Это всё равно что попасть на доску «Они позорят наш район».
По словам Руслана Давыдова, в таком случае бизнесмены будут знать, что имеют дело с партнером, который старается получить незаконные преимущества на рынке, а предпринимателям это не нравится.
Подписание Хартии добросовестного участника внешнеэкономической деятельности уже поддержали четыре основные деловые ассоциации страны: «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата РФ.
Текст хартии предстоит разработать непосредственно предпринимателям. Но, по словам Руслана Давыдова, там обязательно должна быть фраза «обязуюсь вести бизнес честно, подтверждаю это и словом, и делом».
Руководитель общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко считает, что подписавшие хартию компании должны будут в первую очередь учитывать интересы государства и следовать законам и правилам, которые прописаны в Таможенном кодексе РФ.
— В свою очередь, бизнес должен получить от государства транспарентность, то есть прозрачность, и предсказуемость, — уточнил Л. Лозбенко.
По его словам, хартия будет подписана для того, чтобы добиться соблюдения интересов всех участников внешнеэкономической деятельности, — и предпринимателей, и государства. По его мнению, ФТС сможет заинтересовать бизнес. Компании, придерживающиеся прописанных в документе правил, получат режим максимального благоприятствования на таможне, но — до первого нарушения таможенного законодательства.