Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 № 46 (Решение № 46) внесены изменения в Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (Порядок, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289).
Установлено, если обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (обращение о КДТ) содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных и иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат, если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика. Такое обращение-заявление должно быть рассмотрено таможенным органом в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации в таможенном органе.
Данные нормы вступают в силу с 11 июня 2017 года.
Последствия принятия изменений
Цель внесения изменений – упростить декларанту процедуру возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Ранее, в силу разъяснений, приведенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18, для возврата излишне уплаченных таможенных платежей одновременно с подачей заявления на возврат или ранее декларанту необходимо было инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары. Иными словами, декларанту нужно было составить два документа.
Но несмотря на указанные разъяснения Пленума, таможенные органы в большинстве случаев возвращали заявление без рассмотрения по существу, поскольку, по их мнению, подать обращение о внесении изменений недостаточно для подтверждения факта излишне уплаты (взыскания) таможенных платежей – для этого нужно, чтобы таможенный орган проверил обращение и принял по нему решение. А срок такой проверки ограничен только общим 3-годичным сроком проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Такая практика приводит к существенному затягиванию таможенными органами возврата денежных средств. Процедура превратилась в некую формальность, которая обязательно должна предшествовать обращению декларанта с жалобой в арбитражный суд. Теперь в соответствии с Решением № 46 для возврата излишне уплаченных таможенных платежей достаточно лишь направить в таможенный орган обращение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, которое должно быть рассмотрено по существу в 30-дневный срок.
О чем подумать, что сделать?
Статья 90 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. Таким образом, полномочия по регулированию данного порядка делегированы Кодексом только национальному законодательству. У Евразийской экономической комиссии таких полномочий нет.
В Российской Федерации порядок возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей установлен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно ч. 15 указанной статьи излишне уплаченные таможенные платежи могут быть возвращены только на основании заявления плательщика о возврате, заполненного по форме, утвержденной ФТС России.
Действующая в настоящее время форма заявления утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, и в нем не предусмотрено, что в качестве заявления о возврате может использоваться обращение о КДТ. В этой связи до внесения изменений в Приказ ФТС России № 2520 таможенные органы могут по формальным основаниям отказывать в рассмотрении обращения о КДТ в качестве заявления на возврат. Кроме того, перечень документов, прилагаемых к обращению о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, и к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей различается.
В целях устранения еще одного формального основания для отказа рекомендуется к обращению о КДТ прикладывать документы, необходимые для рассмотрения заявления о возврате. На практике, некоторые таможенные органы считают, что в обращении о КДТ может быть указана информация только в отношении одной декларации на товары. Однако как следует из разъяснений ФТС России, в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей может содержаться неограниченное количество деклараций на товары. Это позволяет плательщику в случае отказа в возврате по такому заявлению обжаловать его в рамках одного судебного дела, которое не может быть разъединено на несколько дел, что существенно сокращает судебные расходы.
С учетом отсутствия единообразного применения таможенными органами положений Порядка, организации могут столкнуться с отказом во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с тем, что в обращении указано больше одной декларации на товары. Подача же одного обращения о КДТ в отношении одной декларации на товары может привести к риску разделения спора на несколько судебных дел.