В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до конца 2020 года основной декларационный массив должен быть сконцентрирован в центрах электронного декларирования. В настоящее время во всех региональных таможенных управлениях, Калининградской областной, Московской областной и Шереметьевской таможнях функционируют 29 центров электронного декларирования, на которые приходится около 22% всего декларационного массива. При этом на ЦЭДах Сибирского, Уральского, Центрального и Северо-Кавказского таможенных управлений уже сейчас оформляется более 30% всех деклараций соответствующего управления.
По своей сути центр электронного декларирования является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций исключительно в электронной форме. Технологическим базисом его работы является технология удаленного выпуска, предусматривающая с использованием штатных программных средств электронное взаимодействие таможенных органов декларирования и места нахождения товара.
Переход на обязательное электронное декларирование, внедрение электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение однократности представления электронных документов, автоматизация совершения таможенных операций, возможность представления документов на бумажных носителях в любой таможенный орган и целый ряд других мероприятий позволили исключить необходимость личного присутствия участника ВЭД при декларировании товаров.
В условиях постепенного перехода на цифровые технологии организация таможенного администрирования требует изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами – электронных таможнях и центрах электронного декларирования.
В соответствии с одобренными Президентом и Правительством Российской Федерации планами в настоящее время проводятся работы по созданию 9 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования:
- восьми региональных,
- двух областных,
- шести специализированных.
Электронные таможни планируется создавать в тех же городах, что и региональные таможенные управления. В структуре электронной таможни предполагается создание центра электронного декларирования, который функционирует ежедневно в 12-ти часовом режиме. В зависимости от внешнеэкономических характеристик региона, таких как объем товарооборота, наличие предприятий непрерывного цикла работы, возможно установление ЦЭДу круглосуточного режима работы. Приоритетными направлениями проводимой работы является функционирование ЦЭДа в помещениях, находящихся в государственной собственности.
Создание единой сети центров электронного декларирования не потребует концептуального изменения принципа их работы – взаимодействие ЦЭДов и таможенных постов фактического контроля будет по прежнему строиться на применении технологии удаленного выпуска. Вместе с тем, исходя из специфики функционирования единой сети ЦЭДов, а также приоритета электронной формы представления документов, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС, отдельные аспекты их функционирования потребуют доработки, направленные, в первую очередь, на создание и развитие технологий, предусматривающих исключение необходимости личного присутствия декларанта в центре электронного декларирования в ходе декларирования товаров.
В рамках работ, проводимых в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона «О таможенном регулировании», запланировано изменение базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершения таможенных операций в электронной форме, применения технологий удаленного выпуска, автоматической регистрации и автоматического выпуска.
Планируется, что в рамках переработки будет разработан один приказ, который учитывает вопросы:
- электронного декларирования товаров, в том числе с применением технологии удаленного выпуска,
- применения технологии автоматической регистрации деклараций и выпуска товаров;
- удаленного представления запрашиваемых в ходе декларирования документов на бумажных носителях;
- диспетчеризации деклараций;
- электронное взаимодействие ЦЭДа с функциональными подразделениями таможни в ходе принятия или согласования решений.
Данным приказом также будет регламентирована технология автоматической диспетчеризации декларации конкретному таможенному органу, которая базируется на выборе места декларирования в зависимости от:
- категории товара;
- вида транспорта;
- места налогового учета декларанта;
- места нахождения товара.
Предусматривается возможность введения дополнительных условий распределения декларации, в том числе:
- учет времени работы ЦЭДа;
- наличие нештатных ситуаций в конкретный момент времени;
- таможенная процедура, в соответствии с которой подается ДТ.
Еще одной технологией, направленной на исключение личного присутствия участника ВЭД в месте декларирования, является технология удаленного представления документов. В случае если таможенным органом запрошены документы на бумажном носителе, при реализации данной технологии декларант сообщает в таможенный орган декларирования о том, что документы будут представлены в другой, удобный участнику ВЭД, орган. После получения оригиналов документов таможенный орган проводит их сканирование и размещает их сканированные изображения в электронном архиве с электронной подписью должностного лица, который проводил эти действия. Идентификационные номера документов сообщаются участнику ВЭД и в таможенный орган, который запросил данные документы. В последующем, вместо представления оригиналов документов участнику ВЭД достаточно указать их идентификационные номера.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения таможенных операций. Вместе с тем, проведение данной работы во многом, а в ряде случаев напрямую, зависит от готовности иных органов перейти на электронную форму взаимодействия. В условиях когда формируется новая нормативная база хотелось, бы получить информацию от бизнес-сообщества о тех документах или процессах, которые необходимо в первую очередь перевести в электронную форму.
Подразделения РЖД (станции, управления, дистанции) в полном объеме обеспечены соответствующей инфраструктурой для включения в единую сеть передачи информации посредством электронных сетей Интернет, имеют необходимое оборудование для использования электронно-цифровых подписей (ЭЦП).
Таким образом нет никаких причин откладывать дальше включение структур РЖД в единую сеть обмена информацией в электронном виде.