– Уважаемые коллеги, на прошлом заседании итоговой коллегии мы ставили задачи как по улучшению таможенных сборов в Федеральный бюджет, улучшения администрирования, так и структурные меры, направленные на улучшение взаимодействия с бизнесом. Как мы видим, наши планы в части формирования доходов бюджета Таможенная служба перевыполнила: плановые значения по доходам перевыполнены на 2,8% по сравнению с ранее утвержденными значениями. И эту тенденцию необходимо дальше сохранять.
Тем не менее хотелось бы обратить внимание на те задачи, которые были поставлены в части реализации структурных мер. Мы говорили о необходимости подготовки предложений по проекту закона «О таможенном регулировании». Мы говорили о необходимости подготовки предложений по критериям категорирования участников внешнеэкономической деятельности в целях снижения административной нагрузки на добросовестный бизнес. Проведение совершенствования системы управления рисками таможенных органов. Обеспечение концентрации таможенного декларирования в центрах электронного декларирования.
Завершение проведения комплекса мероприятий, направленных на централизацию учета таможенных платежей на уровне Федеральной таможенной службы, а также улучшение взаимодействия с Федеральной налоговой службой. В целом эти задачи выполнены; и ряд задач реализуется в текущем году.
Какие задачи необходимо реализовать Таможенной службе в 2018 году? Первое, конечно – это необходимость обеспечения работы после принятия закона «О таможенном регулировании». Речь идет о подготовке необходимого правового поля: ведомственные акты, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, с одной стороны, а с другой стороны – ужесточение в части недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Такие права дает нам тот проект закона, который сегодня рассматривается, и, уверен, что после его принятия мы сможем улучшить и администрирование, и взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности.
Второе. Федеральной таможенной службе во взаимодействии с Федеральной налоговой службой необходимо реализовать второй этап по формированию национальной системы прослеживаемости товаров на основании данных таможенных деклараций, а также систем контроля за правильностью уплаты и начисления налога на добавленную стоимость.
Третья задача – необходимо продолжить работу по смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, включая усиление работы мобильных групп таможенных органов, а также необходимость проведения таких мероприятий в связке с налоговой службой.
Следующая задача, четвертая – необходимо в текущем году продолжить работу по совершенствованию системы управления рисками путем проведения анализа показателей каждого участника внешнеэкономической деятельности в целях отнесения его к тому или иному уровню риска. При этом необходимо соблюдать принцип равных возможностей (как для крупного бизнеса, так и для малого бизнеса) по попаданию в «зеленый сектор» риска. Уже говорилось о том, что количество участников внешнеэкономической деятельности, которые попадают в этот сектор («зеленый сектор» риска), растет.
Уверен, что эта позиция будет и далее расширяться.
Необходимо сокращать практику применения индивидуальных профилей риска, которая до сих пор еще существует. Мы ждем в этом плане конкретных результатов в текущем году. Просьба представить такой план работ в этом направлении до конца марта текущего года.
По итогам 2017 года на использование единых лицевых счетов перешло порядка 4,5 тысяч плательщиков таможенных платежей. Это всего лишь 6% от общего объема декларантов. Напомню, что еще два года назад таких налогоплательщиков можно было пересчитать в пределах сотни. Этот процесс необходимо и дальше продолжать. Необходимо обеспечить масштабирование применения указанной технологии. Мы считаем, что необходимо как минимум в два раза увеличить количество налогоплательщиков, использующих такую технологию.
Необходимо провести работу, обеспечивающую переход с 2019 года на уплату таможенных платежей с применением авансовых платежей. Это облегчит взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности.
В текущем году необходимо достигнуть основной цели использования единых лицевых счетов – возможность уплаты таможенных платежей в любом таможенном органе Российской Федерации. Такую задачу мы формулируем на текущий год.
Следующая задача работы в 2018 году: должна быть продолжена работа по созданию центров электронного декларирования. Перечень центров определен, согласован, и уверен, что это даст также возможность облегчения администрирования и взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности.
Интернет-торговля. Считаем, что необходимо создать комфортные условия для физических лиц (без обременений): применение нового механизма уплаты таможенных платежей. Для этого необходимо с «Почтой России» проработать механизм… И мы ставим такие планы, чтобы он заработал со второй половины текущего года.
Следующая задача – это [позиции страны в рейтинге] Doing Business. Мы поднялись в этом рейтинге Всемирного банка. Мы видим положительные отзывы участников внешнеэкономической деятельности на изменение ситуации во взаимодействии с Федеральной таможенной службой. Это самое главное. Тем не менее считаю необходимым поставить задачу на текущий год по продолжению работы по улучшению позиций в этом рейтинге. И необходима реализация дорожной карты, которую мы согласовали с Таможенной службой. Считаю, что в этом году мы можем достигнуть более высоких показателей, как минимум на 20 пунктов, в этом рейтинге. Считаю, что такая задача реалистична, и мы должны ее отработать вместе с Всемирным банком.
Уважаемые коллеги, в заключение хотел бы поблагодарить сотрудников Таможенной органов за проделанную работу. Уверен, что задачи, которые определены на 2018 год (как по сбору доходов в бюджетную систему, так и по улучшению взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности), будут в полном объеме выполнены. Спасибо.