Стенограмма выступления В. Ю. Скибы на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС».
О том, что необходимо менять наше отношение к информационному взаимодействию, мы поняли еще тогда, когда только создали Евразийскую экономическую комиссию в 2012 году. При подготовке предложений в Таможенный кодекс мы исходили из того, что надо менять сложившуюся логику, то есть делать не электронную копию бумажного документооборота, а менять технологии. Что-то нам удалось при подготовке Таможенного кодекса, а что-то нет. В целом, я считаю, что то, что там заложено, позволяет нам двигаться дальше, по крайней мере, на ближайшие 3 – 5 лет. Думаю, что раньше Кодекс не будет реализован.
В 2014 году Кунио Микурия, генеральный секретарь Всемирной таможенной организации, говорил, что развитие таможенных технологий подошло к тому пределу, когда просто совершенствовать деятельность таможенных органов недостаточно для достижения эффекта. Необходимо, чтобы менялся бизнес и процессы, в том числе. Также необходимо, чтобы бизнес влиял на изменения процессов взаимодействия таможенных органов с иными органами государственной власти. В ФТС России в прошлом году, в преддверии вступления и подписания Таможенного кодекса, началась большая работа по трансформации подходов на базе тех экспериментов, которые проводились в процессе разработки Таможенного кодекса. Краткая хронология прошлого года, начиная с утверждения комплексной программы развития таможенных органов, и заканчивая утвержденными программными документами:
- 25.05.2017 Коллегия ФТС России «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года».
- 22.09.2017 Коллегия ФТС России «О развитии системы уплаты и учета таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами».
- 26.09.2017 Совещание руководителей подразделений информационно-технической службы.
- 08.11.2017 – 09.11.2017 Совет по обеспечению информационной безопасности таможенных органов и Научно-технический совет ФТС России.
- 30.11.2017 Коллегия ФТС России «О мерах совершенствования информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года».
- 18.02.2018 – 19.02.2018 Совет по обеспечению информационной безопасности и Научно-технический совет ФТС России.
- Программа развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) 2020.
- Основные направления развития ИКТ 2030.
В рамках проведения аналитической, мозговой и прочей деятельности, мы ставили перед собой три крупных задачи.
- Анализ задач, стоящих перед таможенными органами. Эти задачи были еще сформулированы в рамках российской дорожной карты. По сути дела, Таможенный кодекс их догнал.
- выявление факторов, которые мешают нам двигаться вперед, то есть таможня становится информационно-технической, а не бумажно-человеческой.
- формирование направлений на ближайшие три года.
Основные положения, которые вошли в программу развития ИКТ – это единая система таможенного транзита. Электронная пломба или индивидуальный трекер – это новое понятие, которое появилось месяц назад. Электронная пломба не только как средство охраны контейнера, но и как средство переноса информации и возможности считывать ее определенным должностным лицам.
Программу развития ИКТ мы делали, исходя из этих положений, обвязывая между собой в наших планах по совершенствованию информационных систем все тенденции и параллельные проекты, которые ведутся в настоящее время. Новеллы, заложенные в Таможенном кодексе, позволяют двигаться в этом направлении.
К новеллам ТК ЕАЭС, не реализуемым без изменения парадигмы применения информационных таможенных технологий, можно отнести:
- Приоритет электронного таможенного декларирования.
- Расширение практики использования документов в электронной форме.
- Удаленный выпуск товаров.
- Автоматическая регистрация деклараций на товары.
- Развитие института предварительного информирования.
- Автоматический выпуск товаров.
- Совершение таможенных операций ИС без участия должностных лиц.
Самой последней новеллой Таможенного кодекса предусмотрено совершение таможенных операций информационной системы без участия должностных лиц. Сейчас многие решения, которые закладываются на этапе доработки наших информационных программных средств, идут в эту сторону.
В программе развития ИКТ также учтены тенденции, которые параллельно начались год назад, и которые связаны с цифровой экономикой, цифровой трансформацией. Никто не знает, что такое цифровая экономика. У нас свое прочтение понятия «цифровая экономика». Для нас – это отказ от бумаги, переход на информационное взаимодействие, реализация различных компьютерных технологий (например, технологий blockchain). Попытки внедрить эти программы в рамках наших информационных систем присутствуют.
Основная проблема на сегодняшний день, которая сдерживает наше движение – это незавершение формирования нормативной правовой базы. Павел Исаев (прим. ред.: Советник генерального директора, ПАО «Северсталь») говорил, что за Кодексом стоят еще Федеральный закон «О таможенном регулировании» и порядка 340 актов. Эта цифра по оценке Минюста, а по моим подсчетам гораздо больше. Пока нет этих актов, формально мы не имеем права запускать в работу ничего, что связано с деньгами. Это нужно для того, чтобы ничего не переделывать потом, а также для того, чтобы избежать двойного финансирования, целевого финансирования и т.д.
Вторая проблема. Кодекс не технологичный, он регламентирует (как и старые кодексы) совершение отдельных операций в отдельной точке зрения. В первую очередь бизнес волнует перевозки из точки А в точку Б. Соответственно, информационные технологии тоже всегда реализуются по принципу полного сквозного контроля. В то же время в погоне за унификацией мы создаем прокрустово ложе. Туда попадает средняя часть, крупный бизнес не влезает, маленький бизнес приходится натягивать. В России мы это проходили, когда внедряли электронное декларирование. Пока не стали дифференцировано анализировать разные группы участников ВЭД, которые не вошли в электронное декларирование, мы не добились 100%. Сейчас мы изначально закладываем такие подходы, что можно учитывать специфику ведения бизнеса в процессе разработки наших технологий.
Также был ряд проблем, связанных с нашим быстродействием, с архитектурой наших информационных систем, которые были заточены на обработку электронных копий бумажных документов и на переход с бумажной логики на обработку электронных документов. Понятно, что как только мы отказываемся от бумаги, то в случае внештатной ситуации это будет влиять на все: останавливается граница, останавливается оформление. В прошлом году 3 дня «лихорадило» при переходе на новую структуру, которая совпала с введением ПИ на воздушном транспорте, выведением Московской областной таможни. Сейчас уже можно сказать, что сократилось время реакции, сократилось время простоя информационных систем. Больше стали нивелировать эти проблемы от информационных систем в обеспечивающие системы электропитания, где не от нас зависит. На данный аспект мы уделили большое внимание.
В чем же заключается трансформация? Во-первых, в Комплексной программе развития ФТС России предусмотрено изменение архитектуры бизнес-процессов и выделение концентрации в 16 центрах электронного декларирования, как пока планируется, в части экспорта и импорта и создание таможен фактического контроля. Надо сказать, что эти 16 региональных электронных таможен – это не точная калька друг друга. Восемь из них будут региональными электронными таможнями, где будет сосредоточено обеспечение; три – это полные функциональные таможни, но для мультимодальной перевозки «море-земля»; одна – это авиационная; две – это специализированные: акцизные и энергетические; две – областные (Московская областная и Калининградская).
В Комплексной программе всего предусмотрено 10 основных показателей и 31 мониторинговых. Я выделил два: авторегистрация и автовыпуск. По состоянию на 24.04.2018 авторегистрация при экспорте доходит до 60%, а в отдельных таможенных органах и до 75%. При этом по отдельным участникам бизнеса эта цифра приближается к 90%. Время составляет в среднем менее одной минуты. По импорту немного сложнее. Это связано с тем, что мы выставляли показатели из того расчета, что Таможенный кодекс начнет действовать с 01.07.2017, а он начал действовать с 01.01.2018. Из-за этого нас подвела «нормативка». В отдельных таможенных органах цифра доходит до 35%, а время составляет не менее 3 минут. По автовыпуску цифры менее впечатляющие, но доходят до 30% в отдельных таможенных органах при выпуске декларации на экспорт. Необходимо отметить, что большое значение играет работа участников ВЭД над теми ошибками, из-за которых не проходит декларация авторегистрацию или автовыпуск. Мы работаем совместно.
Мониторинга больше касается наша внутренняя деятельность. Это общая идея создания электронной таможни и взаимодействия с таможнями фактического контроля. Сейчас мы тестируем модуль, который позволяет поток деклараций разделить на 7 потоков. На 1000 деклараций обработка составила менее 5 часов. Оборудование будем разворачивать в 6 первых электронных таможнях, которые создаются в этом году, а также немного по остальным таможенным органам.
Типовая схема инфраструктуры электронной таможни. Сейчас идет работа по разработке и пересмотру всех бизнес-процессов взаимодействия между электронной таможней и таможней фактического контроля. Руководителем поставлена задача представить в конце мая новую модель бизнес-процессов взаимодействия с таможенными органами для того, чтобы обеспечить «бесшовную» работу таможенных органов в случае не прохождения процедур автовыпуска, необходимость досмотра, контроля и корректировок.
В программе развития ИКТ было сформировано 9 основных направлений. План этих мероприятий очень большой – от трех лет. Эти 5 направлений связаны с взаимодействием с участниками ВЭД:
- Развитие главного распределенного Центра обработки данных ФТС России и изменение архитектуры ЕАИС таможенных органов.
- Доработка ИПС ЕАИС в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС и с целью реализации технологий совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц (не только авторегистрация и автовыпуск).
- Реализация механизмов прослеживаемости и маркирования товаров, создание единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей и создание Единой системы таможенного транзита ЕАЭС.
- Совершенствование круглосуточной технической поддержки информационных таможенных технологий.
- Развитие внешнего информационного взаимодействия с информационными системами участников ВЭД и органов, осуществляющих различные виды госконтроля.
Большая проблема связана с тем, что для того, чтобы запустить в работу и разрабатывать / дорабатывать программные средства, нужна нормативная база, которая отсутствуют сейчас. После появления нормативной базы еще необходимо уточнение функциональных требований, которые идут как на спецификацию внешнего взаимодействия, так и на формирование технических заданий, и на доработку программного обеспечения.
Это основные направления совершенствования информационных технологий:
- Подача физическими лицами и ВЭД электронных документов и сведений в электронной форме.
- Совершенствование технологии авторегистрации и автовыпуска.
- Присоединение к общим таможенным процессам в рамках ЕАЭС.
- Развитие систем маркировки товаров.
- Разработка системы прослеживаемости товаров.
- Развитие Центров электронного декларирования.
- Совершенствование технологии предварительного информирования на всех видах транспорта в рамках законодательства ЕАЭС.
- Автоматизация контрольно-надзорных функций ФТС России.
Будет изменена архитектура ЕАИС. Мы избавимся от множества устаревших программных средств, накопленных годами. Мы будем переходить на централизованную архитектуру. У нас предусмотрена программа в три этапа постепенной централизации. По сути, у нас останется на пункте пропуска одна система GAFTA, монетизация всех таможенных операций в пунктах пропуска, вне зависимости от вида транспорта. Но это не значит, что это будет без учета специфики. Для оформления произойдет централизация всех программных средств. Будет сильно усиливаться аналитический контур для реализации программных роботов, искусственного интеллекта и т.д.
Большое внимание мы уделяем проекту по прослеживаемости. В это слово мы вкладываем все, что есть. Параллельно идут различные пилоты по маркированию (физическая прослеживаемость товаров), по сопряжению информационных систем с целью прослеживаемости товаров (информационная прослеживаемость). Начата работа по единой системе таможенного транзита, которая выступает первым базисным элементом в общей наднациональной системе прослеживаемости. У нас большой план на этот год, который уже технически сформирован и согласован. Первый результат – пилотный проект – мы ожидаем в августе 2018 г.
Мы сильно меняем наше взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. Предусмотрено 117 разрешительных документов на наднациональном уровне. В Кодексе есть норма, которая говорит, что мы не вправе требовать от участников ВЭД ни один разрешительный документ, если он уже выдан и имеется в информационной системе с федеральными органами власти. Именно поэтому мы в прошлом году активизировали работу по СМЭВ.
Большое внимание мы уделяем развитию внешнего информационного взаимодействия с бизнесом. Мы будем расширять сервисы личного кабинета.
Мы готовы полностью отказаться от требований бумажных документов, но наши контрагенты настаивают на том, что в законодательстве, регулирующем их деятельность, есть требование представить бумажные документы. Иногда доходит до абсурда. Например, случай по железным дорогам. Проводили эксперимент оформления экспорта полностью на безбумажной технологии. Железнодорожники готовы. Готов бизнес. Тем не менее, в налоговой службе требуют бумажную копию с электронного документа. Это при том, что мы в режиме реального времени отдаем все в электронном виде. В ноябре прошлого года мы доказали им, что в Налоговый кодекс надо внести поправку, разрешающую не требовать с декларанта предоставления декларации на товары. В январе же этого года они вносят поправку, которая предусматривает предоставление декларантом по запросу налоговых органов бумажную копию с электронного документа. 16 апреля этого года была снова рабочая группа с налоговиками и РЖД. Они по-прежнему настаивают на том, что им это надо. При этом Федеральная таможенная служба готова напрямую с Федеральной налоговой службой отрабатывать без привлечения декларантов вопрос о том, из-за чего возникла необходимость сделать такой запрос.
Будем развивать и общедоступные ресурсы. Тот, кто присутствовал на встрече Общественного консультативного совета 9 апреля, тот слушал слова Руслана Валентиновича Давыдова, что если есть потребность в том, чтобы мы что-то публиковали или развивали в части открытых ресурсов, то мы будем это делать.
Несколько слов по нормам. На сегодняшний день два проекта федерального закона находятся на заключительной стадии. Они касаются только перемещения транзитных товаров, попавших в санкционные списки, через территорию РФ. По мере приближения к подписанию эта тема немного стала трансформироваться. Этому послужило решение, принятое нашими премьерами в Ереване на Межправсовете от 25.10.2017, о том, что должна быть единая система транзита, элементы которой так или иначе работают, созданы, предусмотрены Кодексом. Осталось объединить все эти элементы в единую систему. Именно поэтому эти два законопроекта стали похожи на контроль за любым транзитом в РФ. В планах Правительства РФ, которые Игорь Иванович Шувалов озвучивал на заседаниях Совета и на различных публичных площадках, распространить это сначала на единую систему таможенного транзита в целом на все страны Союза, а затем на перемещение всех грузопотоков между нашими пятью государствами. Пломбы бояться не стоит. У нас тоже есть производители. Сейчас ведутся переговоры по возможности использования китайских пломб. То есть чисто монополии не будет. Отдельно наш национальный оператор ведет переговоры с аналогичными операторами (такие национальные операторы уже созданы в Республике Казахстан и Республике Беларусь) о том, как они будут взаимодействовать друг с другом. Действительно, интеллектуальный трекер, который там задумывался, ложится в ту концепцию, которая закладывалась при разработке Таможенного кодекса в части ПИ в виде электронного документа. То есть, ПИ в виде электронного документа подается и больше никаких бумаг и иных документов не требуется, если у декларанта не возникла необходимость представить их. Это будет записываться на трекер. У нас в планах автоматическое прохождение пункта пропуска, если не сработала СУР.