Стенограмма выступления С. Н. Родина на XV конференции, проведенной Комитетом АЕБ по таможне и транспорту, 14 марта 2019 года.
Тема определения таможенной стоимости при наличии взаимосвязи продавца и покупателя, думаю, знакома участникам конференции, организованной Ассоциацией Европейского бизнеса.
Организации, входящие в Ассоциацию европейского бизнеса и занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, как минимум, имеют европейские корни и, как максимум, покупают европейские товары. Взаимосвязь у многих наших компаний прослеживается уже в наименовании. Например, в нашей компании «Volkswagen» мы добавили к названию только «Group Rus» и стало «Volkswagen Group Rus». Как-то я беседовал с начальником таможни, и он сказал, что у нас сразу видна взаимосвязь, что является приговором, т.к. влечет за собой корректировку.
Немного теории. Таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости. Текст Соглашения практически полностью представлен в главе 5 Таможенного кодекса ЕАЭС. Порядок определения таможенной стоимости, как указано в Соглашении, основывается на принципах и общих правилах, установленных статьей 7 Генерального Соглашения о тарифах и торговле и Соглашением по применению статьи 7 этого Генерального соглашения о тарифах и торговле. Существует 6 методов определения таможенной стоимости. При этом основой таможенной стоимости ввозимых товаров в максимальной степени должна быть стоимость сделки с ввозимыми товарами. Законодатель говорит нам о том, что первый метод носит приоритетный характер, и мы в максимальной степени должны его использовать. Безусловно, вы знаете все 6 методов. Я просто подумал о том, что за всю свою таможенную жизнь я никогда не сталкивался с тем, чтобы был применен второй, третий, четвертый или пятый метод и был принят. В основном это был или метод один, или метод шесть. Если кто-то применяет с успехом другие методы, то было бы интересно послушать.
Несмотря на то, что первый метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами является основным, возможность его использования ограничена некоторыми условиями. В частности, для нас, организаций, являющихся взаимосвязанными лицами, покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, либо покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами применима для таможенных целей. В нашем случае взаимосвязь доказывать не нужно, она видна налицо. Нам нужно доказывать то, что стоимость сделки должна быть приемлема для таможенных целей.
Кто такие взаимосвязанные лица? Законодатель дает очень четкое определение понятию взаимосвязанных лиц. Это понятие применяется к большинству собравшихся здесь организаций -участников АЕБ, так как поставщик контролирует или является держателем 5% (или более) выпущенных в обращение акций, то есть, фактически, является учредителем российской компании. Здесь для взаимосвязанных лиц мы видим ограничение в использовании первого метода для подтверждения таможенной стоимости и одновременно некую отдушину, возможность доказать, влияет ли взаимосвязь на цену сделки или нет.
Какие на сегодняшний момент существуют способы доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену? Прежде всего, это предоставление дополнительных документов и сведений. В том числе и дополнительно запрошенных у таможенных органов характеризующих, отражающих, сопутствующих продаже обстоятельств. В целях определения взаимодействия между продавцом и покупателем, фактически уплаченную цену таможенный орган при проведении анализа сопутствующих продаже обстоятельств рассматривает все условия. Здесь встречаются такие слова, как «документы», «анализ», «сопутствующие продаже обстоятельства». Об этом я скажу немного позже. Просто хотел акцентировать на этом ваше внимание.
Что касается второго способа, то это предоставление документов и сведений, подтверждающих, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин. Последовательно мы перебираем второй, третий, четвертый и пятый методы. Что касается особенности наших с вами компаний, то очень часто встречается такая ситуация, когда идентичных или однородных товаров просто не существует в природе. Компания-продавец является монополистом в части производства этих товаров. Поэтому очень сложно сказать, что является однородным или идентичным товаром, и часто мы покупаем товары у компаний-монополистов.
Рекомендации Таможенного кодекса и Коллегии. Я сказал такие слова, как «документы», «анализ», «сопутствующие продаже обстоятельства» не просто так. Проанализированная методика. На сегодняшний момент, по нашему мнению, отсутствует четкий перечень документов, необходимых для предоставления в таможенные органы для подтверждения таможенной стоимости. Работая в разных таможнях, мы всегда видим, что требуются абсолютно разные перечни документы, которые надо предоставлять. На сегодняшний день нам не совсем понятно, какие же обстоятельства необходимо анализировать. Отсутствует даже перечень этих обстоятельств. Эти обстоятельства могли бы быть каким-то образом категорированы. К сожалению, этого тоже нет. Более того, отсутствует четкая и однозначная методика анализа для таможенных органов и для нас, как анализировать все эти обстоятельства и документы. По моему мнению, в большинстве случаев инспектор руководствуется внутренним убеждением. Результат этого внутреннего убеждения, думаю, всем известен, это корректировка таможенной стоимости.
Некоторое время назад для подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров, если продавец и покупатель находятся во взаимосвязи, была установлена следующая процедура. Продавец предоставлял в таможенные органы прайс-листы, а покупатель – калькуляцию на свои товары. Это было организовано на ежеквартальной основе и значительно уменьшало как наше время и материальные затраты, так и время таможенных органов. Я сказал, что это было некоторое время назад, но это было все же довольно давно, примерно в 2012 году. Обращаясь к ФТС, к государственным структурам и остальным, хотелось бы спросить, возможно было бы ввести аналогичный порядок для нас здесь и сейчас.
Взаимосвязь не является приговором. Это не такая черная метка для участников ВЭД. При рыночных отношениях товар можно продать только тогда, когда на него найдется покупатель, готовый уплатить указанную продавцом цену. Например, стоимость бензина в Европе составляет приблизительно 1,6 евро. Стоимость бензина в России составляет примерно 0,6 евро. Безусловно, нефтяные компании с удовольствием бы продавали бензин в РФ, если бы российский покупатель готов был бы заплатить такую цену, но этого не происходит. Все зависит от покупательной способности людей, зависит от системы налогообложения, а не только от наличия или отсутствия взаимосвязи при формировании цены на товар и цены сделки.
Я бы хотел обратиться к представителям Ассоциации европейского бизнеса. Учитывая то, что члены АЕБ всегда имеют взаимосвязь, мы могли бы вместе выступить широким фронтом и, возможно, смогли бы усилить в этом направлении работу с таможнями.
В РФ я первый кто все знает про это